ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Читательская грамотность.
Работа с текстом» (далее- курс) на уровне начального общего образования составлена
на основе Требований к результатам освоения программы начального общего
образования Федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования (приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 286 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования» (в ред. Приказа Минпросвещения России от 18.07.2022 N
569).6), Федеральной образовательной программы начального общего образования
(приказ Минпросвещения России от 18.05.2023 № 372 «Об утверждении федеральной
образовательной программы начального общего образования»)
Рабочая программа курса ориентирована на целевые приоритеты,
сформулированные в федеральной рабочей программе воспитания (протокол от 23
июня 2022 г. № 3/22) и в рабочей программе воспитания МАОУ СОШ №134.
Художественная
литература
является
средством
эстетического,
нравственного и социального воспитания детей, способствует повышению их
познавательной и творческой активности. Создать для ребенка условия,
способствующие открытию целостной картины мира благодаря детской книге,
развивать мотивы отношения к чтению позволяет данный курс.
Содержание занятий курса создаёт условия для углубления знаний,
полученных на уроках литературного чтения и применения их в самостоятельной
читательской деятельности. Обучить детей технике чтения нелегко, но ещё труднее
научить понимать и анализировать прочитанное.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ
Цель программы курса: формирование навыка грамотного
осмысленного чтения через решение практических задач при работе с текстом
различного содержания.
Задачи и планируемые результаты программы курса базируются на
требованиях ФГОС НОО к образовательным результатам; согласуются с
планируемыми результатами освоения рабочей программы учебного предмета
«Литературное чтение» на уровне начального общего образования и
соответствуют компонентам читательской грамотности:
сформировать мотивационную готовность к самостоятельному чтению;
осознание себя как читателя, понимание роли чтения в успешности обучения и
повседневной жизни;
овладеть процессом осмысленного чтения текстов разного типа, прежде
всего художественного текста;
учить ориентироваться в особенностях разных жанров фольклора и
художественной литературы;
находить и извлекать информацию из различных текстов;
понимать и адекватно оценивать информацию из текста.
осуществлять творческую деятельность на основе прочитанного текста,
развитие воображения;
В свою очередь цель смыслового чтения – максимально точно и полно
понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить
извлеченную информацию. Это внимательное вычитывание и проникновение в
смысл с помощью анализа текста. Когда человек действительно вдумчиво читает,
то у него обязательно работает воображение, он может активно взаимодействовать
со своими внутренними образами. Человек сам устанавливает соотношение между
собой, текстом и окружающим миром. Когда ребенок владеет смысловым чтением,
то у него развивается устная речь и, как следующая важная ступень развития, речь
письменная.
В основе данной программы лежат различные подходы к
формированию грамотного, осознанного чтения. Во-первых, это внимание к
элементарным единицам текста: слову, предложению, абзацу. Во-вторых,
понимание и интерпретация текста невозможна без анализа структуры текста и его
логических связей. Когда ученик, фиксируя их, учится составлять план, тезисы,
конспекты, схемы и таблицы. В-третьих, понимание текста – это своего рода
решение задач. А какая задача без вопроса? Ученика необходимо научить вести
диалог с текстом (автором), задавая вопросы.
МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Рабочая программа курса предназначена для обучающихся 1-4 классов
и рассчитана на 155 часов (33 часа 1 класс, 34 часа - 2 класс, 34 часа-3 класс, 34
часа - 4 класс). Программа данного курса реализуется в рамках инвариантного
модуля рабочей программы воспитания «Курсы внеурочной деятельности» и
направлена на личностное развитие школьников.
Каждое занятие включает небольшой теоретический материал и
практические задания. Ведущая форма проведения занятия практикум. Важно
грамотно подбирать тексты к заданиям. Основные требования к учебному тексту –
новизна, доступность, небольшой объем. Тексты могут быть как художественного
содержания, так и научно-публицистического. В работе учителем используется
учебно-методический комплект «Чтение. Работа с текстом», О.Н. Крыловой
(пособие соответствует федеральному государственному образовательному
стандарту для начальной школы).
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Аудирование
Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника,
слушание различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи,
умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения,
определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания,
умение задавать вопросы по прослушанному учебному, научно-познавательному и
художественному произведениям.
Развитие умения наблюдать за выразительностью речи, за особенностью
авторского стиля.
Чтение
Чтение вслух. Ориентация на развитие речевой культуры учащихся
формирование у них коммуникативно-речевых умений и навыков. Постепенное
увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм
чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания.
Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с
помощью интонирования. Воспитание эстетической отзывчивости на
произведение. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению
небольшого текста (выбрать тон и темп чтения, определить логические ударения и
паузы). Развитие умения переходить от чтения вслух и чтению про себя.
Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя
(доступных по объёму и жанру произведений). Определение вида чтения
(изучающее, ознакомительное, выборочное), умение находить в тексте
необходимую информацию, понимание её особенностей.
Работа с разными видами текста
Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном,
научно- популярном — и их сравнение. Определение целей создания этих видов
текста. Умение ориентироваться в нравственном содержании художественных
произведении, осознавать сущность поведения героев.
Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений.
Прогнозирование содержания произведения по его названию и оформлению.
Самостоятельное определение темы и главной мысли произведения по
вопросам исамостоятельное деление текста на смысловые части, их
озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.
Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы,
выступать по теме,слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу
беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративноизобразительных материалов.
Работа с текстом художественного произведения
Определение особенностей художественного текста: своеобразие
выразительных
средств языка (с помощью учителя). Понимание заглавия произведения,
его адекватноесоотношение с содержанием.
Понимание нравственно-эстетического содержания прочитанного
произведения, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с
точки зрения нормморали. Характеристика героя произведения с использованием
художественно- выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов
и выражений, характеризующих героя и события. Анализ (с помощью учителя)
поступка персонажа и его мотивов. Сопоставление поступков героев по аналогии
или по контрасту.
Характеристика героя произведения: портрет, характер, выраженные
через поступки иречь. Выявление авторского отношения к герою на основе
анализа текста, авторских помет, имён героев.
Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный,
выборочный икраткий (передача основных мыслей).
Работа с научно-популярным, учебным и другими текстами
Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его
содержанием.
Определение особенностей учебного и научно-популярного текстов
(передача
информации). Знакомство с простейшими приёмами анализа различных
видов текста:установление причинно-следственных связей, определение главной
мысли текста.
Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или
опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста.
Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный
пересказ текста. Краткийпересказ текста (выделение главного в содержании
текста). Умение работать с
учебными заданиями, обобщающими вопросами и справочным
материалом.
Умение говорить (культура речевого общения)
Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического
общения: умение понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать
вопросы по тексту; внимательно выслушивать, не перебивая, собеседника и в
вежливой форме
высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению
(художественному, учебному, научно-познавательному). Умение проявлять
доброжелательность к
собеседнику. Доказательство собственной точки зрения с опорой на
текст или личный опыт. Использование норм речевого этикета в процессе общения.
Знакомство с особенностями национального этикета на основе литературных
произведений.
Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их
многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса.
Работа сословарями. Умение построить монологическое речевое высказывание
небольшого объёма с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в
форме ответа на вопрос. Формирование грамматически правильной речи,
эмоциональной выразительности и содержательности. Отражение основной мысли
текста в высказывании. Передача содержания, прочитанного или прослушанного с
учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов.
Передачавпечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения,
изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование).
Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор
и использование выразительных средств (синонимы, антонимы, сравнения) с
учётом особенностей монологического высказывания.
Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения,
отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную
тему.
Письмо (культура письменной речи)
Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку
(отражение темы, местадействия, характеров героев), использование в письменной
речи выразительных средств языка(синонимы, антонимы, сравнения) в минисочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему.
Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных
произведений)
Интерпретация текста литературного произведения в творческой
деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация, устное
словесное
рисование, знакомство с различными способами работы с
деформированным текстом ииспользование их (установление причинноследственных связей, последовательности событий, изложение с элементами
сочинения, создание собственного текста на основе художественного
произведения (текст по аналогии), по серии иллюстраций к произведению или на
основе личного опыта). Развитие умения различать состояние природы в
различные времена года, настроение людей, оформлять свои впечатления в устной
или письменной речи. Сравнивать свои тексты с художественными текстамиописаниями, находить литературные произведения, созвучные своему
эмоциональномунастрою, объяснять свой выбор.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение курса в 1-4 классах направлено на достижение обучающимися
личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы курса достигаются в
процессе единства учебной и воспитательной деятельности, обеспечивающей
позитивную
динамику
развития
личности
младшего
школьника,
ориентированную на процессы самопознания, саморазвития и самовоспитания.
Гражданско-патриотическое воспитание:
становление ценностного отношения к своей Родине – России, малой
родине, проявление интереса к изучению родного языка, истории и культуре
Российской Федерации, понимание естественной связи прошлого и настоящего в
культуре общества;
осознание своей этнокультурной и российской гражданской
идентичности, сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своей
страны и родного края, проявление уважения к традициям и культуре своего и
других народов в процессе восприятия и анализа произведений выдающихся
представителей русской литературы и творчества народов России;
первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и
ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических
нормах поведения и правилах межличностных отношений.
Духовно-нравственное воспитание:
освоение
опыта
человеческих
взаимоотношений,
признаки
индивидуальности каждого человека, проявление сопереживания, уважения,
любви, доброжелательности и других моральных качеств к родным, близким и
чужим людям, независимо от их национальности, социального статуса,
вероисповедания;
осознание этических понятий, оценка поведения и поступков персонажей
художественных произведений в ситуации нравственного выбора;
выражение своего видения мира, индивидуальной позиции посредством
накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по
эмоциональной окраске;
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение
физического и морального вреда другим людям
Эстетическое воспитание:
проявление уважительного отношения и интереса к художественной
культуре, к различным видам искусства, восприимчивость к разным видам
искусства, традициям и творчеству своего и других народов, готовность
выражать своё отношение в разных видах художественной деятельности;
приобретение эстетического опыта слушания, чтения и эмоциональноэстетической оценки произведений фольклора и художественной литературы;
понимание
образного
языка
художественных
произведений,
выразительных средств, создающих художественный образ.
Трудовое воспитание:
осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное
потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в
различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям.
Экологическое воспитание:
бережное отношение к природе, осознание проблем взаимоотношений
человека и животных, отражённых в литературных произведениях;
неприятие действий, приносящих ей вред.
Ценности научного познания:
ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной
картине мира, понимание важности слова как средства создания словеснохудожественного образа, способа выражения мыслей, чувств, идей автора;
овладение осмысленным чтением для решения различного уровня
учебных и жизненных задач;
потребность в самостоятельной читательской деятельности, саморазвитии
средствами литературы, развитие познавательного интереса, активности,
инициативности, любознательности и самостоятельности в познании
произведений фольклора и художественной литературы, творчества писателей.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения курса в начальной школе у обучающихся будут
сформированы познавательные универсальные учебные действия:
базовые логические действия:
сравнивать произведения по теме, главной мысли (морали), жанру,
соотносить произведение и его автора, устанавливать основания для сравнения
произведений, устанавливать аналогии;
определять
существенный
признак
для
классификации,
классифицировать произведения по темам, жанрам и видам;
находить закономерности и противоречия при анализе сюжета
(композиции), восстанавливать нарушенную последовательность событий
(сюжета), составлять аннотацию, отзыв по предложенному алгоритму;
выявлять недостаток информации для решения учебной (практической)
задачи на основе предложенного алгоритма;
устанавливать причинно-следственные связи в сюжете научного и
художественного текста, при составлении плана, пересказе текста,
характеристике поступков героев;
базовые исследовательские действия:
определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта
(ситуации) на основе предложенных учителем вопросов;
формулировать с помощью учителя цель, планировать изменения
объекта, ситуации;
сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее
подходящий (на основе предложенных критериев);
проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по
установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть
– целое, причина – следствие);
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе
результатов проведённого наблюдения (опыта, классификации, сравнения,
исследования);
прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их
последствия в аналогичных или сходных ситуациях;
работа с информацией:
выбирать источник получения информации;
согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике
информацию, представленную в явном виде;
распознавать
достоверную
и
недостоверную
информацию
самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её
проверки;
соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей (законных
представителей) правила информационной безопасности при поиске
информации в сети Интернет;
анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую
информацию в соответствии с учебной задачей;
самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления
информации.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются
коммуникативные универсальные учебные действия:
общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в
соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила
ведения диалога и дискуссии;
признавать возможность существования разных точек зрения;
корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение,
повествование);
готовить небольшие публичные выступления;
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту
выступления.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются
регулятивные универсальные учебные действия:
самоорганизация:
планировать действия по решению учебной задачи для получения
результата;
выстраивать последовательность выбранных действий;
самоконтроль:
устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.
Совместная деятельность:
формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с
учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на
основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных
шагов и сроков;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия
по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и
результат совместной работы;
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
ответственно выполнять свою часть работы;
оценивать свой вклад в общий результат;
выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные
образцы.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты освоения программы курса отражают специфику
содержания предметной области, ориентированы на применение знаний, умений и
навыков обучающимися в различных учебных ситуациях и жизненных условиях и
представлены по годам. Обучающиеся закончившие данный курс приобретут
первичные навыки работы с содержащейся в текстах информацией в процессе
чтения
соответствующих
возрасту
литературных,
учебных,
научнопознавательных текстов, инструкций. Научатся осознанно читать тексты с целью
удовлетворения познавательного интереса,освоения и использования информации.
У обучающихся будут развиты такие читательские действия, как поиск
информации, выделение нужной для решения практической или учебной задачи
информации, систематизация, сопоставление, анализ и обобщение имеющихся в
тексте идей и информации, их интерпретация и преобразование. Они смогут
использовать полученную из разного вида текстов информацию для установления
несложных причинно-следственных связей и зависимостей, объяснения,
обоснования утверждений, а также принятия решений в простых учебных и
практических ситуациях.
Обучающиеся
получат
возможность
научиться
самостоятельно
организовывать поиск информации. Они приобретут первичный опыт критического
отношения к получаемой информации, сопоставления ее с информацией из других
источников и имеющимся жизненным опытом.
Виды
работы
Работа с текстом:
поиск информации
и
понимание
прочитанного.
1 класс
2 класс
3 класс
4 класс
Обучающиеся
научаться:
находить
в
тексте
конкретные
сведения,
факты,
заданные в явном виде;
Обучающиеся
научаться:
находить
в
тексте
конкретные
сведения,
факты,
заданные в явном виде;
Обучающиеся
научаться:
находить
в
тексте
конкретные
сведения,
факты,
заданные в явном виде;
Обучающиеся
научаться:
находить
в
тексте
конкретные
сведения,
факты,
заданные в явном виде;
определять
тему и главную мысль
текста;
делить текст на
смысловые части,
вычленять
содержащиеся в тексте
основные события и
устанавливать
последовательность;
сравнивать
между собой объекты,
описанные в тексте,
выделяя
два-три
существенныхпризнака
понимать
информацию,
представленную
в
неявном
виде
(например,
выделять
общие признаки групп
элементов,
находить
несколько
примеров,
доказывающих
утверждение);
понимать
информацию,
представленную
разными
способами:
словесно, картинкой т.д.
использовать
различные виды чтения:
ознакомительное,
поисковое, изучающее,
определять
тему и главную мысль
текста;
делить текст
на смысловые части,
составлять план;
вычленять
содержащиеся в тексте
основные события и
устанавливать
последовательность;
сравнивать
между собой объекты,
описанные в тексте,
выделяя
два-три
существенныхпризнака
выделять не
только главную, но и
избыточную
информацию;
понимать
информацию,
представленную
в
неявном
виде
(например, выделять
общие признаки групп
элементов,
находить
несколько примеров,
доказывающих
утверждение);
понимать
информацию,
представленную
разными
способами:
словесно, таблицами,
картинками,
фотографиями и т.д.
понимать
текст
опираясь
не
только
на
содержащуюся в ней
информацию, но и на
жанр, структуру и
выразительные
средства текста;
использовать
различные
виды
чтения:
ознакомительное,
поисковое, изучающее,
выбирать нужный вид
чтения в соответствии
с целью;
ориентироват
ься в словарях и
справочниках.
Обучающиеся
получат возможность
научиться:
использовать
формальные элементы
текста
(например,
заголовки) для поиска
информации;
работать
с
несколькими
источниками.
определять
тему и главную мысль
текста;
делить текст
на смысловые части,
составлять план;
вычленять
содержащиеся в тексте
основные события и
устанавливать
последовательность;
упорядочивать
информацию
по
заданному основанию;
сравнивать
между собой объекты,
описанные в тексте,
выделяя
два-три
существенныхпризнака
выделять
не
только главную, но и
избыточную
информацию;
понимать
информацию,
представленную
в
неявном
виде
(например,
выделять
общие признаки групп
элементов,
находить
несколько
примеров,
доказывающих
утверждение);
понимать
информацию,
представленную
разными
способами:
словесно,
таблицами,
диаграммами и т.д.
понимать
текст
опираясь
не
только
на
содержащуюся в ней
информацию, но и на
жанр,
структуру
и
выразительные
средства текста;
использовать
различные виды чтения:
ознакомительное,
поисковое, изучающее,
выбирать нужный вид
чтения в соответствии с
целью;
ориентировать
ся
в
словарях
и
справочниках.
Обучающиеся
получат возможность
научиться:
использовать
формальные элементы
текста
(например,
сноски, заголовки) для
поиска информации;
работать
с
несколькими
источниками;
сопоставлять
информацию,
полученную
из
определять
тему и главную мысль
текста;
делить текст
на смысловые части,
составлять план;
вычленять
содержащиеся в тексте
основные события и
устанавливать
последовательность;
упорядочивать
информацию
по
заданному основанию;
сравнивать
между собой объекты,
описанные в тексте,
выделяя
два-три
существенныхпризнака
выделять
не
только главную, но и
избыточную
информацию;
понимать
информацию,
представленную
в
неявном
виде
(например,
выделять
общие признаки групп
элементов,
находить
несколько
примеров,
доказывающих
утверждение);
понимать
информацию,
представленную
разными
способами:
словесно,
таблицами,
диаграммами и т.д.
понимать
текст
опираясь
не
только
на
содержащуюся в ней
информацию, но и на
жанр,
структуру
и
выразительные
средства текста;
использовать
различные виды чтения:
ознакомительное,
поисковое, изучающее,
выбирать нужный вид
чтения в соответствии с
целью;
ориентировать
ся
в
словарях
и
справочниках.
Обучающиеся
получат возможность
научиться:
использовать
формальные элементы
текста
(например,
сноски, заголовки) для
поиска информации;
работать
с
несколькими
источниками;
сопоставлять
информацию,
полученную
из
нескольких источников
нескольких источников
Работа с текстом:
преобразование и
интерпретация
информации
Обучающиеся
научаться:
пересказывать
текст;
соотносить
факты с общей идеей
текста;
формулировать
несложные
выводы,
основываясь на тексте;
находить
аргументы,
подтверждающие
вывод;
сопоставлять и
обобщать
содержащуюся в разных
частях
текста
информацию;
составлять на
основании
текста
небольшие
монологические
высказывания, отвечая
на
поставленный
вопрос.
Обучающиеся
получит
возможность
научиться:
делать
выписки
из
прочитанного текста с
учетом
целей
дальнейшего
использования
Обучающиеся
научаться:
пересказывать
текст подробно и сжато,
соотносить
факты с общей идеей
текста,
устанавливать
простые
связи,
не
показанные в тексте на
прямую;
формулировать
несложные
выводы,
основываясь на тексте;
находить
аргументы,
подтверждающие
вывод;
сопоставлять и
обобщать
содержащуюся в разных
частях
текста
информацию;
составлять на
основании
текста
небольшие
монологические
высказывания, отвечая
на
поставленный
вопрос.
Обучающиеся
получит
возможность
научиться:
делать
выписки
из
прочитанного текста с
учетом
целей
дальнейшего
использования.
Обучающиеся
научаться:
пересказывать
текст подробно и сжато,
устно и письменно;
соотносить
факты с общей идеей
текста,
устанавливать
простые
связи,
не
показанные в тексте на
прямую;
формулировать
несложные
выводы,
основываясь на тексте;
находить
аргументы,
подтверждающие
вывод;
сопоставлять и
обобщать
содержащуюся в разных
частях
текста
информацию;
составлять на
основании
текста
небольшие
монологические
высказывания, отвечая
на
поставленный
вопрос.
Обучающиеся
получит
возможность
научиться:
делать
выписки
из
прочитанного текста с
учетом
целей
дальнейшего
использования;
составлять
небольшие письменные
аннотации к тексту,
отзывы о прочитанном
Обучающиеся
научаться:
пересказывать
текст подробно и сжато,
устно и письменно;
соотносить
факты с общей идеей
текста,
устанавливать
простые
связи,
не
показанные в тексте на
прямую;
формулировать
несложные
выводы,
основываясь на тексте;
находить
аргументы,
подтверждающие
вывод;
сопоставлять и
обобщать
содержащуюся в разных
частях
текста
информацию;
составлять на
основании
текста
небольшие
монологические
высказывания, отвечая
на
поставленный
вопрос.
Обучающиеся
получит
возможность
научиться:
делать
выписки
из
прочитанного текста с
учетом
целей
дальнейшего
использования;
составлять
небольшие письменные
аннотации к тексту,
отзывы о прочитанном
Работа с текстом:
оценка информации
Обучающиеся
научаться:
высказывать
оценочные суждениями
свою точку зрения на
прочитанное;
оценивать
содержание, языковые
особенности
и
структуру
текста;
определять место и роль
иллюстративного ряда в
тексте;
участвовать в
учебном диалоге при
обсуждении
прочитанного.
Обучающиеся
получат
возможность
научиться:
Обучающиеся
научаться:
высказывать
оценочные суждениями
свою точку зрения на
прочитанное;
оценивать
содержание, языковые
особенности
и
структуру
текста;
определять место и
роль иллюстративного
ряда в тексте;
на
основании
имеющегося
жизненного
опыта
подвергать сомнению
достоверность
прочитанного,
обнаруживать
недостоверность
получаемых сведений,
пробелы в информации
и
находить
пути
восполнения
этих
пробелов;
Обучающиеся
научаться:
высказывать
оценочные суждениями
свою точку зрения на
прочитанное;
оценивать
содержание, языковые
особенности
и
структуру
текста;
определять место и роль
иллюстративного ряда в
тексте;
на основании
имеющегося
жизненного
опыта
подвергать
сомнению
достоверность
прочитанного,
обнаруживать
недостоверность
получаемых сведений,
пробелы в информации
и
находить
пути
восполнения
этих
пробелов;
Обучающиеся
научаться:
высказывать
оценочные суждениями
свою точку зрения на
прочитанное;
оценивать
содержание, языковые
особенности
и
структуру
текста;
определять место и роль
иллюстративного ряда в
тексте;
на
основании
имеющегося
жизненного
опыта
подвергать
сомнению
достоверность
прочитанного,
обнаруживать
недостоверность
получаемых сведений,
пробелы в информации
и
находить
пути
восполнения
этих
пробелов;
сопоставлять
различные точки зрения
соотносить
позицию
автора
с
собственной
точкой
зрения.
участвовать
в
учебном диалоге при
обсуждении
прочитанного.
Обучающиеся получат
возможность
научиться:
сопоставлять
различные
точки
зрения
соотносить
позицию
автора
с
собственной
точкой
зрения
выявлять
достоверность
информации в процессе
работы с одним или
несколькими
источниками.
участвовать в
учебном диалоге при
обсуждении
прочитанного.
Обучающиеся
получат
возможность
научиться:
сопоставлять
различные точки зрения
соотносить
позицию
автора
с
собственной
точкой
зрения
выявлять
достоверность
информации в процессе
работы с одним или
несколькими
источниками.
участвовать
в
учебном диалоге при
обсуждении
прочитанного.
Обучающиеся
получат
возможность
научиться:
сопоставлять
различные точки зрения
соотносить позицию
автора с собственной
точкой зрения
выявлять
достоверность
информации в процессе
работы с одним или
несколькими
источниками.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Наименование разделов и тем
программы
Количество часов по классам
2класс
4класс
1 класс
3 класс
Раздел 1. Текст
Понятие «текст». Тема текста. Главная 3 ч
3ч
1ч
0
мысль текста
Определение типа текста:
1ч
1ч
0
0
повествование, описание, рассуждение.
Их сравнение.
Определение стиля текста: научный,
1ч
3ч
0
0
художественный, публицистический.
Их сравнение.
Раздел 2. Поиск информации, заданной в явном виде
Общее понимание содержания
3ч
2ч
1ч
0
прочитанного текста
Умение находить информацию,
5ч
2ч
2ч
1ч
заданную в явном виде
Определение времени и места действия 1ч
1ч
0
0
Значение слова или фразы
3ч
2ч
2ч
2ч
Раздел 3. Формулирование прямых выводов, заключений на основе фактов, имеющихся в
тексте
Извлечение из текста информации,
2ч
3ч
0
0
данной в неявном виде
Формулирование на основе
2ч
1ч
1ч
1ч
прочитанного несложных выводов
Установление взаимосвязи между
2ч
1ч
2ч
2ч
событиями.
Раздел 4. Интерпретация и обобщение информации
Понимание использованных в тексте
2ч
2ч
3ч
3ч
языковых средств, в том числе средств
художественной выразительности
Осознание последовательности
смысловых частей, т.е. умение
составлять план текста
Понимание жанровых особенностей
текста
Умение озаглавливать тексты с точки
зрения темы или идеи произведения
Раздел 5. Оценка содержания, языка и
Умение понимать общий смысл текста
Определение авторского замысла и
основных черт характера главного героя
Умение приводить примеры
поступков, подтверждающих
характеристику героя
Определение главной мысли теста,
авторского замысла и основных черт
характера главного героя; умение
выражать свои впечатления по
прочитанному
Раздел 6. Творческая мастерская
Чтение по ролям, инсценирование,
драматизация, устное словесное
рисование, знакомство с различными
способами работы с деформированным
текстом
Раздел 7. Что узнал. Чему научился
Резервный урок
Итого за год
0
2ч
3ч
2ч
0
2ч
2ч
3ч
3ч
0
1ч
2ч
0
0
структуры текста
1ч
1ч
0
2ч
2ч
4ч
2ч
2ч
2ч
1ч
2ч
1ч
1ч
3ч
3ч
7ч
6ч
2ч
1ч
33ч
2ч
34ч
2ч
34ч
2ч
34ч
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 класс
Количество часов
Тема урока
Практиче
Контрольны
Даты
ские
Всего е работы
работы
Раздел 1. Текст
1
Понятие «текст».
2
Тема текста
3
Главная мысль текста
Раздел 2. Поиск информации, заданной в
явном виде
4
Общее понимание содержания
прочитанного текста
5
Общее понимание содержания
прочитанного текста
6
Общее понимание содержания
прочитанного текста
3
Умение находить информацию,
заданную в явном виде на примере
текста. Работа с вопросами: простыми,
уточняющими, объясняющими
8
Умение находить информацию,
заданную в явном виде на примере
текста. Работа с вопросами: простыми,
уточняющими, объясняющими.
9
Умение находить информацию,
заданную в явном виде на примере
текста. Работа с вопросами: простыми,
уточняющими, объясняющими
10
Умение находить информацию,
заданную в явном виде на примере
текста. Работа с вопросами:
оценочными, творческими
11
Умение находить информацию,
заданную в явном виде на примере
текста. Работа с вопросами:
оценочными, творческими
12
Определение времени и места
действия
13
Значение слова. Многозначность
слов
14
Значение слова и фразы.
15
Значение фразы
Раздел 3. Формулирование прямых
выводов, заключений на основе фактов,
имеющихся в тексте
16
Формулирование на основе
прочитанного несложных выводов
17
Формулирование на основе
прочитанного несложных выводов
18
Установление взаимосвязи между
событиями
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
7
1
1
1
12
1
1
1
1
1
1
1
4
1
1
1
Электронн
ый ресурс
Установление взаимосвязи между
событиями. Прогнозы на
развивающиеся в тексте события
Раздел 4. Интерпретация и обобщение
информации
20
Понимание использованных в тексте
языковых средств
21
Понимание использованных в тексте
средств художественной
выразительности
22
Умение озаглавливать тексты
23
Умение озаглавливать тексты с
точки зрения темы
24
Умение озаглавливать тексты с
точки зрения идеи произведения
Раздел 5. Оценка содержания, языка и
структуры текста
25
Умение понимать общий смысл
текста
26
Умение приводить примеры
поступков, подтверждающих
характеристику героя
27
Умение приводить примеры
поступков, подтверждающих
характеристику героя. Сравнение
героев.
28
Обобщение: определение главной
мысли теста, авторского замысла и
основных черт характера главного
героя
29
Умение выражать свои впечатления
по прочитанному
Раздел 6. Творческая мастерская
30
Чтение по ролям, инсценированные
текста на примере В. Осеевой
«Сторож»
31
Чтение по ролям, инсценированные
текста на примере рассказа Е
Пермякова «Кто?»
32
Устное словесное рисование,
знакомство с различными способами
работы с деформированным текстом
Раздел 7. Что узнал. Чему научился
33
Обобщающий урок: Что узнал. Чему
научился
Итого
19
1
1
1
1
1
5
1
1
1
1
1
1
1
4
1
1
1
1
1
1
1
33
9
2класс
№
Тема урока
Раздел 1 Текст
1
Понятие «текст»
2
Тема текста. Умение находить
ключевые слова текста
3
Главная мысль текста.
Определение ключевых
предложений
4
Определение типа текста:
повествование, описание,
рассуждение. Их сравнение.
Раздел 2. Поиск информации,
заданной в явном виде
5
Общее понимание содержания
прочитанного текста
6
Общее понимание содержания
прочитанного текста
7
Умение находить информацию,
заданную в явном виде. Работа с
вопросами: простыми,
уточняющими, объясняющими
8
Умение находить информацию,
заданную в явном виде. Работа с
вопросами: оценочными,
творческим.
9
Определение времени и места
действия
10
Значение слова.
11
Значение фразы.
Раздел 3.Формулирование прямых
выводов,
заключений
на
основе
фактов, имеющихся в тексте
12 Формулирование на основе
прочитанного несложных выводов
13 Установление взаимосвязи между
событиями.
Раздел 4. Интерпретация и обобщение
информации
14 Понимание использованных в
тексте языковых средств
15 Понимание использованных в
тексте средств художественной
выразительности
16 Осознание последовательности
смысловых частей
17 Умение составлять план текста
18 Понимание жанровых
особенностей текста. Составление
плана текста (художественного)
19 Понимание жанровых
особенностей текста. Составление
плана текста (научного)
Раздел 5 Оценка содержания, языка и
структуры текста
Количество часов
Контроль Практические
Даты
ные
работы
Всего
работы
4
1
1
1
1
1
7
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1ч
1ч
6
1
1
1
1
1
1
1
1
1
6
Электронн
ый ресурс
Умение понимать общий смысл
текста
21 Определение авторского замысла
22 Определение основных черт
характера главного героя
23 Умение приводить примеры
поступков, подтверждающих
характеристику героя
24 Умение приводить примеры
поступков, подтверждающих
характеристику героя.
25
Определение значения
прочитанного для себя и для какойлибо науки
Раздел 6. Творческая мастерская
26 Чтение текста по ролям
27 Инсценированные текста
28 Инсценированные текста
29 Драматизация текста
30 Устное словесное рисование
31
Знакомство с различными
способами работы с
деформированным текстом
32 Графическое представление текста.
Формы представления информации
в тексте.
Раздел 7. Что узнал. Чему научился
33 Итоговая диагностика
34 Обобщающий урок: Что узнал.
Чему научился
Итого
1ч
20
1
1
1
1
1
1
7
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
34
12
3 класс
№
Тема урока
Количество часов
Контрольн Практическ
Всего
ые работы ие работы
Раздел 1. Текст
2
1 Понятие «текст». Тема текста. Главная
1
мысль текста
2 Определение стиля текста: научный,
1
художественный, публицистический. Их
сравнение.
Раздел 2. Поиск информации, заданной в
5
явном виде
3 Общее понимание содержания
1
прочитанного текста
4 Умение находить информацию,
1
заданную в явном виде
5 Умение находить информацию,
1
заданную в явном виде
6 Значение слова
1
7 Значение фраз
1
Раздел 3. Формулирование прямых
5
выводов, заключений на основе фактов,
имеющихся в тексте
8 Извлечение из текста информации,
2
1
Даты
Электр
онный
ресурс
данной в неявном виде. Работа с
вопросами: простыми, уточняющими,
объясняющими.
9 Извлечение из текста информации,
данной в неявном виде. Работа с
вопросами: оценочными, творческими
10 Формулирование на основе
прочитанного несложных выводов
11 Установление взаимосвязи между
событиями.
12 Установление взаимосвязи между
событиями. Прогнозы на развивающиеся
в тексте события
Раздел 4. Интерпретация и обобщение
информации
13 Понимание использованных в тексте
языковых средств
14 Понимание использованных в тексте
языковых средств художественной
выразительности
15 Представление текста (частей) в виде
графических форм: схемы, таблицы,
графики, диаграммы, рисунки, карты,
фотографии
16 Осознание последовательности
смысловых частей
17 Составляем план
18 Пересказ текста
19 Понимание жанровых особенностей
текста на примере текста по Чехову
20 Понимание жанровых особенностей
текста. Поиск явной и скрытой
информации в тексте
21 Умение озаглавливать тексты с точки
зрения темы или идеи произведения
Раздел 5. Оценка содержания, языка и
структуры текста
22 Определение авторского замысла
23 Определение основных черт характера
главного героя
24 Умение приводить примеры поступков,
подтверждающих характеристику героя
25 Умение приводить примеры поступков,
подтверждающих характеристику героя
26 Умение определять значение
прочитанного для себя
Раздел 6. Творческая мастерская
27 Чтение по ролям, инсценированные,
драматизация, устное словесное
рисование, знакомство с различными
способами работы с деформированным
текстом
28 Чтение по ролям. Готовимся к
постановке рассказа Л.Каинского
«Падежи Юры Сережкина»
29 Инсценированные текста. Постановка
рассказа Л.Каинского «Падежи Юры
Сережкина
30 Драматизация текста
31 Устное словесное рисование текста
1
1
1
1
1
9
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1ч
1
5
1
1
1
1
1
1
6
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Различные способы работы с
деформированным текстом
Раздел 7. Что узнал. Чему научился
33 Итоговая диагностика
34 Обобщающий урок: Что узнал. Чему
научился
Итого за год
32
1
2
1
1
1
34ч
1
11
4 класс
№
Тема урока
Количество часов
Всего
Раздел 1. Текст
4
Определение типа текста:
1
повествование, описание,
рассуждение. Их сравнение.
2
Определение стиля текста: научный,
1
художественный, официально-деловой
публицистический, разговорный.
3
1
Сравнение стиля текста: научный,
художественный, публицистический,
4
1
Игровые ситуации, направленные на
поиск необходимой информации (на
примере научного и художественного
текста)
Раздел 2. Поиск информации, заданной в
3
явном виде
5
Умение находить информацию,
1
заданную в явном виде.
6
Значение слова
1
7
Значение фразы
1
Раздел 3. Формулирование прямых
6
выводов, заключений на основе фактов,
имеющихся в тексте
8
Извлечение из текста информации,
1
данной в неявном виде. Работа с
вопросами
9
Слова синонимы, антонимы
1
10
Составление текста описания.
1
11
Формулирование на основе
1
прочитанного несложных выводов
12
Установление взаимосвязи между
1
событиями с тексте.
13
Установление взаимосвязи между
1
событиями в тексте и вероятностное
прогнозирование (ожидания) читателя
Раздел 4. Интерпретация и обобщение
10
информации
14
Понимание использованных в тексте 1
языковых средств на примере
научного, художественного текстов
15
Понимание использованных в тексте 1
языковых средств. Работа с текстом по
Э. Бауэру «Жираф»
Контрольные Практическ
Даты
работы
ие работы
1
1
1
1
1
Электрон
ный
ресурс
Использование средств
художественной выразительности на
примере работы с тестом С.
Михалкова «Жадный заяц»
17
Смысловые части текста. План
текста
18
Составляем план текста
19
Понимание жанровых особенностей
текста: поэзия и проза
20
Понимание жанровых особенностей
текста. На примере работы с текстом
Ушинского «Утренние лучи»
21
Понимание жанровых особенностей
текста на примере работы с текстом Е.
Пермякова «Как Маша стала большой»
22
Умение озаглавливать тексты с
точки зрения темы и идеи
произведения
23
Умение подбирать заголовки текста
Раздел 5. Оценка содержания, языка и
структуры текста
Определение авторского замысла
24
16
Определение основных черт
характера главного героя
Определение основных черт
26
характера главных героев.
Составление таблиц на сравнения
27
Определение основных черт
характера главных героев.
Высказывание аргументированной
точки зрения на главных героев.
28
Умение приводить примеры
поступков, подтверждающих
характеристику героя
29
Определение главной мысли теста,
авторского замысла и основных черт
характера главного героя
30
Умение определять значение
прочитанного для себя, окружающих
людей и для какой-либо науки
Раздел 6. Творческая мастерская
31
Чтение по ролям, инсценирование,
драматизация:
32
Устное словесное рисование,
знакомство с различными способами
работы с деформированным текстом
Раздел 7. Что узнал. Чему научился
33 Итоговая диагностика
34 Обобщающий урок: Что узнал. Чему
научился
Итого за год
25
1
1
1
1
1
1
1
1
1
7
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
2
1
1
1
34
1
1
12
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Чтение. Работа с текстом. 1 класс. О.Н. Крылова. М.: «Экзамен»
Чтение. Работа с текстом. 2 класс. О.Н. Крылова. М.: «Экзамен»
Чтение. Работа с текстом. 3 класс. О.Н. Крылова. М.: «Экзамен»
.Чтение. Работа с текстом. 4 класс. О.Н. Крылова. М.: «Экзамен»
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Программа учебного курса разработана с учетом учебнометодического комплекта О.Н. Крыловой «Чтение. Работа с текстом»
Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от
действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В.
Бурменская, И.А. Володарская]; под ред. А.Г. Асмолова. – 2-е изд. – М.: Просвещение,
2011. – 159 с.
Е.В.Волкова, А.В.Птухина. Литературное чтение. Всероссийская
проверочная работа за курс начальной школы. Практикум по выполнению
типовых заданий. Издательство «Экзамен», 2018
Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей
общеобразоват. учреждений / С.И. Заир-Бек, И.В. Муштавинская. – 2-е изд.
дораб. – М.: Просвещение, 2011.
Междисциплинарная программа «Основы смыслового чтения и
работа с текстом» http://metodsovet.ru/megdiciplinarnaya_programma.html.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
ФГБНУ «ФИПИ» открытый банк заданий по оценке читательской
грамотности
обучающихся
https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadani-chitatelskoigramotnosti
Читательская грамотность. Демоверсия работы для 4 класса
https://4ege.ru/vpr/57638-chitatelskaya-gramotnost-demoversiya-raboty-dlya-4klassa.html
Функциональная
грамотность.
Банк
заданий
https://media.prosv.ru/fg/