За страницами учебника русского языка

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа «За страницами учебника русского языка» для обучающихся 7 классов
на уровне основногообщего образования подготовлена на основе
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 г. № 287, зарегистрирован
Министерством юстиции Российской Федерации 05.07.2021 г., № 64101) (далее — ФГОС
ООО), Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации
(утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. №
637-р), а также Примерной программы воспитания с учётом распределённых по классам
проверяемых требований к результатам освоения Основной образовательной программы
основного общего образования.
- Положения о рабочих программах МАОУ СОШ № 134;
- Учебного плана МАОУ СОШ № 134;
- Учебно-методического обеспечения:
-Примерной программы по учебному предмету «Русский родной язык» для
образовательных организаций, реализующих программы основного общего образования,
одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему
образованию (протокол от 31 января 2018 года № 2/18).

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО
УЧЕБННИКА РУССКОГО ЯЗЫКА»

ПРЕДМЕТА

«ЗА

СТРАНИЦАМИ

Содержание программы обеспечивает достижение результатов освоения основной
образовательной программы основного общего образования в части требований, заданных
Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего
образования к предметной области «Родной язык и родная литература». Программа
ориентирована на сопровождение и поддержку курса русского языка, входящего в
предметную область «Русский язык и литература».
Курс «За страницами учебника русского языка» направлен на удовлетворение потребности
обучающихся в изучении родного языка как инструмента познания национальной культуры
и самореализации в ней.
В содержании курса «За страницами учебника русского языка» предусматривается
расширение сведений, имеющих отношение не к внутреннему системному устройству языка,
а к вопросам реализации языковой системы в речи‚ внешней стороне существования языка: к
многообразным связям русского языка с цивилизацией и культурой, государством и
обществом. Программа учебного предмета отражает социокультурный контекст
существования русского языка, в частности те языковые аспекты, которые обнаруживают

прямую, непосредственную культурно-историческую обусловленность.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА «ЗА СТРАНИЦАМИ УЧЕБНИКА РУССКОГО
ЯЗЫКА»
Целями изучения являются:
— воспитание гражданина и патриота; формирование российской гражданской идентичности в
поликультурном и многоконфессиональном обществе; развитие представлений о родном
русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание
национального своеобразия русского языка; формирование познавательного интереса, любви,
уважительного отношения к русскому языку, а через него — к родной культуре; воспитание
ответственного отношения к сохранению и развитию родного языка, формирование
волонтёрской

позиции

в

отношении

популяризации

родного

языка;

воспитание

уважительного отношения к культурам и языкам народов России; овладение культурой
межнационального общения;
— расширение

знаний

о

национальной

специфике

русского

языка

и

языковых

единицах,прежде всего о лексике и фразеологии с национально-культурным компонентом
значения; о таких явлениях и категориях современного русского литературного языка,
которые обеспечивают его нормативное, уместное, этичное использование в различных
сферах и ситуациях общения; об основных нормах русского литературного языка; о
национальных особенностях русского речевого этикета;
— совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих свободное
владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования;
обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности
и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому
самосовершенствованию;
— совершенствование познавательных и интеллектуальных умений опознавать, анализировать,
сравнивать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности,
соответствия ситуации и сфере общения;
— совершенствование текстовой деятельности; развитие умений функциональной грамотности
осуществлять

информационный

поиск,

извлекать

и

преобразовывать

необходимую

информацию; понимать и использовать тексты разных форматов (сплошной, несплошной
текст, инфографика и др.);
— развитие проектного и исследовательского мышления, приобретение практического опыта
исследовательской работы по родному языку (русскому), воспитание самостоятельности в
приобретении знаний.

ОСНОВНЫЕ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ЛИНИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО курса
«За страницами учебника русского языка»
Как курс, имеющий частный характер, школьный курс родного русского языка опирается на
содержание основного курса, представленного в образовательной области «Русский язык и
литература», сопровождает и поддерживает его.
Основные содержательные линии настоящей программы (блоки программы) соотносятся с
основными содержательными линиями основного курса русского языка на уровне основного
общего образования, но не дублируют их в полном объёме и имеют преимущественно
практико- ориентированный характер. В соответствии с этим в программе выделяются
следующие блоки.
В первом блоке — «Язык и культура» — представлено содержание, изучение которого
позволит раскрыть взаимосвязь языка и истории, языка и материальной и духовной культуры
русского народа, национально-культурную специфику русского языка, обеспечит овладение
нормами русского речевого этикета в различных сферах общения, выявление общего и
специфического в языках и культурах русского и других народов России и мира, овладение
культурой межнационального общения.
Второй блок — «Культура речи» — ориентирован на формирование у учащихся
ответственного и осознанного отношения к использованию русского языка во всех сферах
жизни, повышение речевой культуры подрастающего поколения, практическое овладение
культурой речи: навыками сознательного использования норм русского литературного языка
в устной и письменной форме с учётом требований уместности, точности, логичности,
чистоты, богатства и выразительности; понимание вариантов норм; развитие потребности
обращаться к нормативным словарям современного русского литературного языка и
совершенствование умений пользоваться ими.
В третьем блоке — «Речь. Речевая деятельность. Текст» —представлено содержание,
направленное на совершенствование видов речевой деятельности в их взаимосвязи и
культуры устной и
письменной речи, развитие базовых умений и навыков использования языка в жизненно
важных для школьников ситуациях общения: умений определять цели коммуникации,
оценивать речевую ситуацию, учитывать коммуникативные намерения партнёра, выбирать
адекватные стратегии коммуникации; понимать, анализировать и создавать тексты разных
функционально-смысловых типов, жанров, стилистической принадлежности.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЗА СТРАНИЦАМИ УЧЕБНИКА РУССКОГО

ЯЗЫКА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Содержание учебного предмета «За страницами учебника русского языка», представленное в
рабочей программе, соответствует ФГОС ООО, Примерной основной образовательной
программе основного общего образования и рассчитано на общую учебную нагрузку в 7
классе в объеме 34 часов.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Раздел 1. Язык и культура
Развитие языка как развивающееся явление. Связь исторического развития языка с историей
общества. Факторы, влияющие на развитие языка: социально-политические события и
изменения в обществе, развитие науки и техники, влияние других языков. Устаревшие слова
как живые свидетели истории. Историзмы как слова, обозначающие предметы и явления
предшествующих эпох, вышедшие из употребления по причине ухода из общественной жизни
обозначенных ими предметов и явлений, втом числе национально-бытовых реалий. Архаизмы
как слова, имеющие в современном русском языке синонимы. Группы лексических единиц по
степени устарелости. Перераспределение пластов лексики между активным и пассивным
запасом слов. Актуализация устаревшей лексики в новом речевом контексте.
Лексические заимствования последних десятилетий. Употребление иноязычных слов как
проблемакультуры речи.
Раздел 2. Культура речи
Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Нормы
ударения в глаголах, полных причастиях‚ кратких формах страдательных причастий
прошедшего времени‚ деепричастиях‚ наречиях. Нормы постановки ударения в словоформах
с непроизводными предлогами.Основные и допустимые варианты акцентологической нормы.
Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Паронимы и
точность речи.

Смысловые различия, характер

лексической

сочетаемости,

способы

управления, функционально-стилевая окраска и употребление паронимов в речи. Типичные
речевые ошибки‚ связанные с употреблением паронимов в речи.
Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Отражение
вариантов грамматической нормы в словарях и справочниках. Типичные грамматические
ошибки в речи. Глаголы 1-го лица единственного числа настоящего и будущего времени (в

том числе способы выражения формы 1-го лица настоящего и будущего времени глаголов
очутиться, победить, убедить, учредить, утвердить)‚ формы глаголов совершенного и
несовершенного вида‚ формы глаголов в повелительном наклонении.
Литературный и разговорный варианты грамматической нормы (махаешь — машешь;
обусловливать,

сосредоточивать,

уполномочивать,

оспаривать,

удостаивать,

облагораживать). Варианты грамматической нормы: литературные и разговорные падежные
формы причастий; типичные ошибки употребления деепричастий‚ наречий.
Русская этикетная речевая манера общения. Запрет на употребление грубых слов, выражений,
фраз. Исключение категоричности в разговоре. Невербальный (несловесный) этикет общения.
Этикет использования изобразительных жестов. Замещающие и сопровождающие жесты.
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст
Традиции русского речевого общения. Коммуникативные стратегии и тактики устного
общения:убеждение, комплимент, уговаривание, похвала.
Текст. Виды абзацев. Основные типы текстовых структур. Заголовки текстов, их типы.
Информативная

функция

заголовков.

Тексты

аргументативного

типа:

рассуждение,

доказательство,объяснение.
Разговорная речь. Спор, виды спора. Корректные приёмы ведения спора. Дискуссия.
Публицистический стиль. Путевые записки. Текст рекламного объявления, его языковые и
структурные особенности.
Язык художественной литературы. Фактуальная и подтекстовая информация в текстах
художественного стиля речи. Сильные позиции в художественных текстах. Притча.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение учебного предмета «За страницами учебника русского языка» в 7 классе направлено
на достижение обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных
результатов.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы по родному языку (русскому) на уровне
основного общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной
деятельности в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовнонравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и
способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования
внутренней позиции личности.
Личностные результаты освоения рабочей программы по родному языку (русскому) для

основного общего образования должны отражать готовность обучающихся руководствоваться
системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на её основе
и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в
части:
гражданского воспитания:
— готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав,
свобод и законных интересов других людей;
— активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества,
родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отражёнными в
литературныхпроизведениях, написанных на русском языке;
— неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;
— понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
— представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах
и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном
обществе, формируемое в том числе на основе примеров из литературных произведений,
написанных на русском языке;
— готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и
взаимопомощи;
— активное участие в школьном самоуправлении;
— готовность к участию в гуманитарной деятельности (помощь людям, нуждающимся в ней;
волонтёрство);
патриотического воспитания:
— осознание

российской

гражданской

идентичности

в

поликультурном

и

многоконфессиональном обществе, понимание роли русского языка как государственного
языкаРоссийской Федерации и языка межнационального общения народов России;
— проявление интереса к познанию русского языка, к истории и культуре Российской
Федерации, культуре своего края, народов России в контексте учебного предмета «Родной
язык(русский)»;
— ценностное отношение к русскому языку, к достижениям своей Родины — России, к науке,
искусству, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе отражённым в
художественных произведениях;
— уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному
наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране;
духовно-нравственного воспитания:

— ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
— готовность оценивать своё поведение, в том числе речевое, и поступки, а также поведение и
поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания
последствий поступков;
— активное неприятие асоциальных поступков;
— свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного
пространства;
эстетического воспитания:
— восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и другихнародов;
— понимание эмоционального воздействия искусства;
— осознание важности художественной культуры как средства коммуникации исамовыражения;
— осознание важности русского языка как средства коммуникации и самовыражения;
— понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных
традиций и народного творчества;
— стремление к самовыражению в разных видах искусства;
физического

воспитания,

формирования

культуры

здоровья

и

эмоционального

благополучия:
— осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный и читательский опыт;
ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое
питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха,
регулярная физическая активность); осознание последствий и неприятие вредных привычек
(употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и
психического здоровья; соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного
поведения в интернет-среде в процессе школьного языкового образования; способность
адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и
природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие
цели;
— умение принимать себя и других не осуждая;
— умение осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других,
использовать адекватные языковые средства для выражения своего состояния, в том числе
опираясь на примеры из литературных произведений, написанных на русском языке;
сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права
другого человека;
трудового воспитания:

— установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы,города,
края) технологической и социальной направленности, способность инициировать,планировать
и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
— интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на
основе применения изучаемого предметного знания и ознакомления с деятельностью
филологов, журналистов, писателей; уважение к труду и результатам трудовой деятельности;
осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных
планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей; умение рассказать о
своих планах на будущее;
экологического воспитания:
— ориентация на применение знаний из области социальных и естественных наук для решения
задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных
последствий для окружающей среды; умение точно, логично выражать свою точку зрения на
экологические проблемы;
— повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических
проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей
среде, в том числе сформированное при знакомстве с литературными произведениями,
поднимающими экологические проблемы; активное неприятие действий, приносящих вред
окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях
взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; готовность к участию в
практической деятельности экологической направленности;
ценности научного познания:
— ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных
закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной
исоциальной средой; закономерностях развития языка;
— овладение языковой и читательской культурой, навыками чтения как средства познаниямира;
— овладение основными навыками исследовательской деятельности с учётом специфики
школьного языкового образования;
— установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути
достижения индивидуального и коллективного благополучия.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся
условиямсоциальной и природной среды:
— освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, норм и правил
общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью,

группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального
взаимодействия с людьми из другой культурной среды;
— способность обучающихся к взаимодействию в условиях неопределённости, открытость
опыту и знаниям других; способность действовать в условиях неопределённости, повышать
уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться
удругих людей, получать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из
опыта других;
— навык выявления и связывания образов, способность формировать новые знания, способность
формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не
известных, осознавать дефицит собственных знаний и компетенций, планировать своё
развитие;
— умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области
концепции устойчивого развития, анализировать и выявлять взаимосвязь природы, общества
и экономики, оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижения
целейи преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;
— способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их
последствия, опираясь на жизненный, речевой и читательский опыт; воспринимать
стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер; оценивать ситуацию стресса,
корректировать принимаемые решения и действия; формулировать и оценивать риски и
последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в сложившейся ситуации; быть
готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Овладение универсальными учебными познавательными действиями.
Базовые логические действия:
— выявлять и характеризовать существенные признаки языковых единиц, языковых явлений и
процессов;
— устанавливать существенный признак классификации языковых единиц (явлений), основания
для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа; классифицировать языковые
единицы по существенному признаку;
— выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях;
предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
— выявлять дефицит информации, необходимой для решения поставленной учебной задачи;
— выявлять причинно-следственные связи при изучении языковых процессов; делать выводы с

использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии,
формулировать гипотезы о взаимосвязях;
— самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами
текстов, разными единицами языка, сравнивая варианты решения и выбирая оптимальный
вариант с учётом самостоятельно выделенных критериев.
Базовые исследовательские действия:
— использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в языковом образовании;
— формулировать вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным и желательным
состоянием ситуации, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;
— формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других,
аргументировать свою позицию, мнение;
— составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных задач;
— проводить

по

самостоятельно

составленному

плану

небольшое

исследование

по

установлению особенностей языковых единиц, процессов, причинно-следственных связей и
зависимостей объектов между собой;
— оценивать

на

применимость

и

достоверность

информацию,

полученную

в

ходе

лингвистического исследования (эксперимента);
— самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого
наблюдения, исследования; владеть инструментами оценки достоверности полученных
выводови обобщений;
— прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в
аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в
новыхусловиях и контекстах.
Работа с информацией:
— применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации с
учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
— выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию,
представленную в текстах, таблицах, схемах;
— использовать различные виды аудирования и чтения для оценки текста с точки зрения
достоверности и применимости содержащейся в нём информации и усвоения необходимой
информации с целью решения учебных задач;
— использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и систематизации информации из
одного или нескольких источников с учётом поставленных целей;
— находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею,

версию) в различных информационных источниках;
— самостоятельно

выбирать

оптимальную

форму

представления

информации

(текст,

презентация, таблица, схема) и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами,
диаграммами, иной графикой и их комбинациями в зависимости от коммуникативной
установки;
— оценивать

надёжность

информации

по

критериям,

предложенным

учителем

или

сформулированным самостоятельно;
— эффективно запоминать и систематизировать информацию.
Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями.
Общение:
— воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и
целями общения;
— выражать себя (свою точку зрения) в диалогах и дискуссиях, в устной монологической речи и
в письменных текстах;
— распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков;
— знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести
переговоры;
— понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в
корректной форме формулировать свои возражения;
— в ходе диалога/дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать
идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;
— сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать
различие и сходство позиций;
— публично представлять результаты проведённого языкового анализа, выполненного
лингвистического эксперимента, исследования, проекта;
— самостоятельно выбирать формат выступления с учётом цели презентации и особенностей
аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием
иллюстративного материала.
Совместная деятельность:
— понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении
конкретной

проблемы,

обосновывать

необходимость

применения

групповых

форм

взаимодействия при решении поставленной задачи;
— принимать цель совместной деятельности, коллективно планировать и выполнять действия по
её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат

совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность
руководить, выполнятьпоручения, подчиняться;
— планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом предпочтений
и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами
команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, «мозговой
штурм» и иные);
— выполнять свою часть работы, достигать качественный результат по своему направлению и
координировать свои действия с действиями других членов команды;
— оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно
сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей
и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и
проявлять готовность к представлению отчёта перед группой.
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями.
Самоорганизация:
— выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях;
— ориентироваться в различных подходах к принятию решений (индивидуальное, принятие
решения в группе, принятие решения группой);
— самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ
решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей,
аргументировать предлагаемые варианты решений;
— самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые коррективы в ходе его
реализации;
— делать выбор и брать ответственность за решение.
Самоконтроль:
— владеть разными способами самоконтроля (в том числе речевого), самомотивации и
рефлексии;
— давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения;
— предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и
адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
— объяснять причины достижения (недостижения) результата деятельности; понимать причины
коммуникативных неудач и уметь предупреждать их, давать оценку приобретённому
речевому опыту и корректировать собственную речь с учётом целей и условий общения;
оценивать соответствие результата цели и условиям общения.
Эмоциональный интеллект:

— развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
— выявлять и анализировать причины эмоций; понимать мотивы и намерения другого человека,
анализируя речевую ситуацию; регулировать способ выражения собственных эмоций.
Принятие себя и других:
— осознанно относиться к другому человеку и его мнению;
— признавать своё и чужое право на ошибку;
— принимать себя и других не осуждая;
— проявлять открытость;
— осознавать невозможность контролировать всё вокруг.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Язык и культура:
— характеризовать внешние причины исторических изменений в русском языке (в рамках
изученного); приводить примеры; распознавать и характеризовать устаревшую лексику с
национально-культурным

компонентом

значения

(историзмы,

архаизмы);

понимать

особенностиеё употребления в текстах;
— характеризовать процессы перераспределения пластов лексики между активным и пассивным
запасом; приводить примеры актуализации устаревшей лексики в современных контекстах;
— характеризовать лингвистические и нелингвистические причины лексических заимствований;
определять значения лексических заимствований последних десятилетий; целесообразно
употреблять иноязычные слова;
— использовать толковые словари, словари пословиц и поговорок; фразеологические словари;
словари иностранных слов; словари синонимов, антонимов; учебные этимологические
словари, грамматические словари и справочники, орфографические словари, справочники по
пунктуации(в том числе мультимедийные).
Культура речи:
— соблюдать нормы ударения в глаголах, причастиях, деепричастиях, наречиях; в словоформах с
непроизводными предлогами (в рамках изученного); различать основные и допустимые
нормативные варианты постановки ударения в глаголах, причастиях, деепричастиях,
наречиях, всловоформах с непроизводными предлогами;
— употреблять слова в соответствии с их лексическим значением и требованием лексической
сочетаемости; соблюдать нормы употребления паронимов;
— анализировать и различать типичные грамматические ошибки (в рамках изученного);

корректировать устную и письменную речь с учётом её соответствия основным нормам
современного литературного языка;
— употреблять слова с учётом вариантов современных орфоэпических, грамматических и
стилистических норм;
— анализировать и оценивать с точки зрения норм современного русского литературного
языка чужую и собственную речь;
— использовать принципы этикетного общения, лежащие в основе национального русского
речевого этикета (запрет на употребление грубых слов, выражений, фраз; исключение
категоричности в разговоре и т. д.); соблюдать нормы русского невербального этикета;
— использовать толковые, орфоэпические словари, словари синонимов, антонимов,
паронимов; грамматические словари и справочники, в том числе мультимедийные;
использовать орфографические словари и справочники по пунктуации.
Речь. Речевая деятельность. Текст:
— использовать разные виды речевой деятельности для решения учебных задач; владеть
умениями информационной переработки прослушанного или прочитанного текста;
основными способами и средствами получения, переработки и преобразования
информации; использовать информацию словарных статей энциклопедического и
лингвистических словарей для решения учебных задач;
— характеризовать

традиции

русского

речевого

общения;

уместно

коммуникативные стратегии и тактики при контактном общении:

использовать
убеждение,

комплимент, спор, дискуссия;
— анализировать логико-смысловую структуру текста; распознавать виды абзацев;
распознавать и анализировать разные типы заголовков текста; использовать различные
типы заголовков при создании собственных текстов;
— анализировать и создавать тексты рекламного типа; текст в жанре путевых заметок;
анализировать художественный текст с опорой на его сильные позиции;
— создавать тексты как результат проектной (исследовательской) деятельности; оформлять
результаты проекта (исследования), представлять их в устной и письменной форме;
— владеть правилами информационной безопасности при общении в социальных сетях.

Примерные темы проектных и исследовательских работ
 Простор как одна из главных ценностей в русской языковой картине мира.
 Образ человека в языке: слова-концепты дух и душа.

 Из этимологии фразеологизмов.
 Из истории русских имён.
 Русские пословицы и поговорки о гостеприимстве и хлебосольстве.
 О происхождении фразеологизмов. Источники фразеологизмов.
 Словарик пословиц о характере человека, его качествах, словарь одного слова;
словарь юного болельщика, дизайнера, музыканта и др.
 Календарь пословиц о временах года; карта «Интересные названия городов моего
края/России».
 Лексическая группа существительных, обозначающих понятие время в русском
языке.
 Мы живем в мире знаков.
 Роль и уместность заимствований в современном русском языке.
 Понимаем ли мы язык Пушкина?
 Этимология обозначений имен числительных в русском языке.
 Футбольный сленг в русском языке.
 Компьютерный сленг в русском языке.
 Названия денежных единиц в русском языке.
 Интернет-сленг.
 Этикетные формы обращения.
 Как быть вежливым?
 Являются ли жесты универсальным языком человечества?
 Как назвать новорождённого?
 Межнациональные различия невербального общения.
 Искусство комплимента в русском и иностранных языках.
 Формы выражения вежливости (на примере иностранного и русского языков).
 Этикет приветствия в русском и иностранном языках.
 Анализ типов заголовков в современных СМИ, видов интервью в современных
СМИ.
 Сетевой знак @ в разных языках.
 Слоганы в языке современной рекламы.
 Девизы и слоганы любимых спортивных команд.
 Синонимический ряд: врач – доктор – лекарь – эскулап – целитель – врачеватель.
Что общего и в чём различие.
 Язык и юмор.

 Анализ примеров языковой игры в шутках и анекдотах.
 Подготовка сборника «бывальщин», альманаха рассказов, сборника стилизаций,
разработка личной странички для школьного портала и др.
 Разработка рекомендаций «Вредные советы оратору», «Как быть убедительным в
споре» «Успешное резюме», «Правила информационной безопасности при
общении

в

социальных

сетях»

и

др

3.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ с указанием количества часов, отводимых на
изучение каждого раздела, темы. 7 класс

№
п/п
1
2

3

4

Название раздела, темы

Количество часов

Раздел 1. Язык и культура
Раздел 2. Культура речи
Основные орфоэпические нормы современного
русского литературного языка
Основные лексические нормы современного русского
литературного языка
Основные грамматические нормы современного
русского литературного языка
Речевой этикет
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст
Язык и речь. Виды речевой деятельности
Текст как единица языка и речи
Функциональные разновидности языка
Резерв учебного времени

8
12
2
2
4
4
12
2
2
8
2
Итого: 34 часа

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. За страницами учебника русского языка. 7 класс
№
п/п

Раздел, тема урока

Количество часов

Раздел 1. Язык и культура

8

1.

Русский язык как развивающееся явление.

1

2.

Связь исторического развития языка с историей общества. Факторы, влияющие на развитие
языка.

1

3.

Устаревшие слова как живые свидетели истории. Историзмы.

1

4.

Архаизмы.

1

5.

Группы лексических единиц по степени устарелости. Перераспределение пластов лексики
между активным и пассивным запасом слов.

1

6.

Актуализация устаревшей лексики в новом речевом контексте.

1

7.

Лексические заимствования последних десятилетий.

1

8.

Употребление иноязычных слов как проблема культуры речи.

1

Раздел 2. Культура речи

12

Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка

2

Нормы ударения в причастиях, деепричастиях.

1

9.

10.

Нормы ударения в наречиях, словоформах с непроизводными предлогами.

1

Основные лексические нормы современного русского литературного языка

2

Паронимы и точность речи.

1

12.

Употребление паронимов в речи: типичные речевые ошибки,

1

13.

Основные грамматические нормы современного русского литературного языка

4

Типичные грамматические ошибки в речи.

1

14.

Нормы употребления глаголов в речи.

1

15.

Варианты грамматической нормы: литературные и разговорные падежные формы причастий,
деепричастий, наречий.

1

16.

Отражение вариантов грамматической нормы в словарях и справочниках.

1

17.

Речевой этикет

4

Русская этикетная речевая манера общения.

1

18.

Запрет на употребление грубых слов.

1

19.

Исключение категоричности в разговоре.

1

20.

Невербальный (несловесный) этикет общения.

1

11.

21.

Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст

12

Язык и речь. Виды речевой деятельности

2

Традиции русского речевого общения.

1

22.

Коммуникативные стратегии и тактики устного общения.

1

23.

Текст как единица языка и речи

2

Текст, его основные признаки. Виды абзацев. Заголовки.

1

24.

Тексты аргументативного типа: рассуждение, доказательство, объяснение.

1

25.

Функциональные разновидности языка

8

Разговорная речь.

1

26.

Беседа.

1

27.

Спор, виды споров. Правила поведения в споре, как управлять собой и собеседником.

1

28.

Корректные и некорректные приемы ведения спора.

1

29.

Публицистический стиль (путевые записки).

1

30.

Текст рекламного объявления, его языковые и структурные особенности.

1

31.

Язык художественной литературы. Фактуальная и подтекстная информация.

1

32.

Сильные позиции в художественных текстах. Притча.

1

33-34

Резерв учебного времени
Защита проектных и исследовательских работ.

Итого: 34 часа

2

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Русский родной язык, 7 класс/Александрова О.М., Загоровская О.В., Богданов С.И., Вербицкая Л.А.,Гостева Ю.Н., Добротина И.Н.,
Нарушевич А.Г., Казакова Е.И., Васильевых И.П.; АО «Просвещение»;
• Единое окно доступа к образовательным ресурсам (http://window.edu.ru/);
• Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/);
• Федеральный портал «Российское образование» (http://www.edu.ru/);
• Федеральный центр электронных образовательных ресурсов (http://eor.edu.ru/);
• Архив учебных программ и презентаций (http://www.rusedu.ru/);
• Видеоуроки по школьным предметам InternetUrok.ru (http://interneturok.ru/);
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Русский родной язык, 7 класс/Александрова О.М., Загоровская О.В., Богданов С.И., Вербицкая Л.А.,Гостева Ю.Н., Добротина И.Н.,
Нарушевич А.Г., Казакова Е.И., Васильевых И.П.; АО
«Просвещение»;
1. Примерная рабочая программа по учебному предмету «Русский родной язык» для образовательных
организаций, реализующих программы основногообщего образования. URL:
http://fgosreestr.ru/registry/primernaya- rabochayaprogramma-po-uchebnomu-predmetu-russkij-rodnoj-yazyk-dlya- obshheobrazovatelnyh-organizatsij-5-9-klassov.
• Сайт школы (http://shkola8kuznetsck.narod2.ru/)
• Каталог образовательных ресурсов сети Интернет (http://catalog.iot.ru/ )
• Единое окно доступа к образовательным ресурсам (http://window.edu.ru/)
• Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/)
• Федеральный портал «Российское образование» (http://www.edu.ru/)
• Федеральный центр электронных образовательных ресурсов (http://eor.edu.ru/)

• Архив учебных программ и презентаций (http://www.rusedu.ru/)
• Видеоуроки по школьным предметам InternetUrok.ru (http://interneturok.ru/)

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
1. Азбучные истины. URL: http://gramota.ru/class/istiny.
2. Академический орфографический словарь. URL:http://gramota.ru/slovari/info/lop.
3. Вавилонская башня. Базы данных по словарям C. И. Ожегова, А. А.Зализняка, М. Фасмера. URL:
http://starling.rinet.ru/indexru.html.
4. Вишнякова О. В. Словарь паронимов русского языка. URL:
https://classes.ru/grammar/122.Vishnyakova.
5. Древнерусские берестяные грамоты. URL: http://gramoty.ru.
6. Какие бывают словари. URL: http://gramota.ru/slovari/types.
7. Кругосвет – универсальная энциклопедия. URL: http://www.krugosvet.ru
8. Культура письменной речи. URL: http://gramma.ru.
9. Лингвистика для школьников. URL: http://www.lingling.ru.
10. Мир русского слова. URL: http://gramota.ru/biblio/magazines/mrs.
11. Образовательный портал Национального корпуса русского языка. URL: https://studiorum-ruscorpora.ru.
12. Обучающий корпус русского языка. URL: http://www.ruscorpora.ru/search- school.html.
13. Общие вопросы преподавания русского родного языка в школе / официальный сайт издательства «Просвещение», раздел
«Вебинары» URL: www.prosv.ru.
14. Первое сентября. URL: http://rus.1september.ru.
15. Портал «Русские словари». URL: http://slovari.ru.
16.Православная библиотека: справочники, энциклопедии, словари. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki.
17.Русская виртуальная библиотека. URL: http://www.rvb.ru.
18.Русская речь. URL: http://gramota.ru/biblio/magazines/rr/.
19.Русский филологический портал. URL: http://www.philology.ru.
20.Русский язык в школе. URL: http://gramota.ru/biblio/magazines/riash Cловарь сокращений русского языка. URL: http://www.sokr.ru.
21. Словари и энциклопедии GUFO.ME. URL: https://gufo.me.
22. Словари и энциклопедии на Академике. URL: https://dic.academic.ru.
23. Словари, созданные на основе Национального корпуса русского языка (проект ИРЯ РАН). URL: http://dict.ruslang.ru.

24. Словарь молодежного сленга. URL: http://teenslang.su.
25. Словарь устойчивых словосочетаний и оборотов деловой речи. URL: http://doc-style.ru.
26. Стихия: классическая русская/советская поэзия. URL: http://litera.ru/stixiya.
27. Учительская газета. URL: http://www.ug.ru.
28. Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор»: словари, энциклопедии. URL: http://febweb.ru/feb/feb/dict.html.
29. Этимология и история слов русского языка (проект ИРЯ РАН). URL: http://etymolog.ruslang.ru.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
Положение о внутренней системе оценки качества образования.pdf (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».