ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса «Основы финансовой грамотности»
разработана в соответствии стребованиями Федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО)
(утверждён приказом Министерства просвещения Российской Федерации от
31 мая 2021 г. № 287);проектом Минфина России «Содействие повышению
уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового
образования в Российской Федерации»; Стратегией повышения финансовой
грамотности в Российской Федерации на 2017–2023 годы // Утв.
распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2017 г.
№ 2039-р;требованиями к результатам освоения программы основного общего
образования (личностным, метапредметным, предметным);основными
подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий
(УУД) для основного общего образования.
В программе по данному курсу соблюдается преемственность с
Федеральным государственным образовательным стандартом начального
общего образования, а также учитываются возрастные и психологические
особенности обучающихся на ступени основного общего образования,
необходимость формирования межпредметных связей.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ
ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ»
Финансовая грамотность является одной из составляющих
функциональной грамотности современного человека и входит в состав
«навыков 21 века». В «Стратегии повышения финансовой грамотности в
Российской Федерации на 2017–2023 годы», определяющей необходимость
разработки и внедрения образовательных программ повышения финансовой
грамотности для начального и основного общего образования, финансовая
грамотность понимается, как «сочетание осведомлённости, знаний, умений и
поведенческих моделей, необходимых для принятия успешных финансовых
решений и в конечном итоге для достижения финансового благосостояния».
Основные содержательные модули курса «Основы финансовой
грамотности»:
• деньги, их история, виды и функции;
• человек и финансовые организации;
• семейный бюджет;
• экономические отношения семьи и государства.
Освоение содержания курса опирается на межпредметные связи с
такими учебными предметами, как математика, история, технология,
география, обществознание и литература. Это предполагает конструирование
экономических задач и включение их в курс математики, работу на различных
уроках с таблицами, графиками, диаграммами, содержащими простую
финансовую информацию. Эффективным средством формирования
финансовой грамотности являются межпредметные проекты, например:
«Мировые валюты», «Семейный бюджет», «Моя будущая профессия».
Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными
особенностями детей и включают:
• задачи с элементарными денежными расчетами;
• кейсы по экономике семьи;
• игры, практические задания по работе с простой финансовой
информацией;
• мини-исследования и проекты в области экономических отношений
в семье и обществе.
В процессе изучения курса формируются умения и навыки работы с
текстами, таблицами, схемами. А также навыки поиска, анализа,
предоставления информации, публичных выступлений, проектной работы и
работы в малых группах.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ»
Целями изучения учебного курса являются:
- формирование специальных компетенций в области управления
личными финансами у учащихся школ;
- удовлетворение познавательных потребностей обучающихся в
области финансов, формирование активной жизненной позиции, основанной
на приобретённых знаниях, умениях и способах финансово грамотного
поведения;
- приобретение опыта в сфере финансовых отношений в семье;
применение полученных знаний и умений для решения элементарных
вопросов в области экономики семьи; развитие собственной финансовой
грамотности и выработка экономически грамотного поведения, а также
способов поиска и изучения информации в этой области;
- воспитание интереса учащихся к дальнейшему получению знаний в
сфере финансовой грамотности, к учебно-исследовательской и проектной
деятельности в области экономики семьи.
Программа направлена на реализацию стратегических целевых
ориентиров в области повышения финансовой грамотности на уровне
основного общего образования.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ»
Учебный предмет включен в часть, формируемую участниками
образовательных отношений. Программа учебного предмета рассчитана на 34
часовв 5 классе.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
В программе содержание учебного предмета «Основы финансовой
грамотности» структурно представлено пятью модулями (тематическими
линиями), обеспечивающими непрерывность изучения предмета на уровне
основного общего образования и преемственность учебного процесса на
уровне основного общего образования:
Модуль 1. Введение в курс «Основы финансовой грамотности» (1 час).
Модуль 2. Деньги, их история, виды и функции (7 часов).
Модуль 3. Человек и финансовые организации.
Модуль 4. Семейный бюджет.
Модуль 5. Экономические отношения семьи и государства.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения учебного предмета «Основы финансовой
грамотности» у обучающегося будут сформированы следующие личностные
результаты:
гражданско-патриотическое воспитание:
- становление ценностного отношения к своей Родине — России, в том
числе через изучение фактов из истории появления российских денег,
развития между людьми обмена, торговых и финансовых отношений,
осознания материальных и нематериальных богатств России;
- осознание своей этнокультурной и российской гражданской
идентичности, принадлежности к российскому народу, к своей национальной
общности;
- сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и
родного края, проявление интереса к истории и традициям своей
многонациональной страны, уважения к своему и другим народам;
- первоначальные представления о человеке как члене общества, о
правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственноэтических нормах поведения и правилах межличностных отношений, в том
числе правилах финансовых отношений между людьми;
- мотивация на достижение личных финансовых целей и общих
финансовых целей семьи;
- мотивация на исполнение своих обязанностей дома и в школе;
духовно-нравственное воспитание:
- признание индивидуальности каждого человека с опорой на
собственный жизненный опыт, в том числе опыт повседневных финансовых
решений и поступков;
- проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том
числе к нуждающимся людям;
- применение правил совместной деятельности, проявление способности
договариваться;
- неприятие любых форм поведения, направленных на причинение
физического и морального вреда другим людям, в том числе обмана в
финансовых отношениях, преследования личной корысти и игнорирования
интересов других людей;
- осознание необходимости ограничивать свои желания;
- проявление ответственности за потребление общих ресурсов семьи;
эстетическое воспитание:
- уважительное отношение и интерес к художественной культуре,
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и
других народов;
- использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей
деятельности, в разных видах художественной деятельности;
- стремление к самовыражению в разных видах художественной
деятельности; осознание важности русского языка как средства общения и
самовыражения;
физическое воспитание, формирование культуры здоровья и
эмоционального благополучия:
- соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей)
образа жизни в окружающей среде, в том числе информационной
безопасности;
- бережное отношение к физическому и психическому здоровью,
проявляющееся в выборе приемлемых способов самовыражения;
трудовое воспитание:
- осознание ценности труда в жизни человека и общества, навыки
участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным
профессиям;
экологическое воспитание:
- бережное отношение к природе, ответственное потребление ресурсов;
- неприятие действий, приносящих вред экологии, природе;
ценности научного познания:
- первоначальные представления о научной картине мира (в том числе
первоначальные представления об обмене, зарождении денег и финансовых
отношений как одной из составляющих целостной научной картины мира);
познавательные
интересы,
активность,
инициативность,
любознательность и самостоятельность в познании, в том числе
познавательный интерес к изучению финансовой грамоты, развитию умений
принимать успешные финансовые решения, активность и самостоятельность
в познавательной деятельности;
- осознание своих привычек при пользовании деньгами и возможностей
изменения этих привычек при формировании финансово грамотного
поведения;
- проявление уверенности при оплате простых покупок;
- мотивация на сравнение цен при покупке повседневных товаров,
мотивация на их покупку по приемлемой для себя цене;
- готовность обсуждать со взрослыми стоимость приобретаемых товаров
и услуг;
- мотивация к учету и планированию своих доходов (то есть карманных
денег, которые ребенок получает от взрослых) и расходов, распределению
доходов по направлениям расходов.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Познавательные:
- использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа,
организации, передачи и интерпретации простой финансовой информации,
содержащейся на специализированных интернет-сайтах, в газетах и журналах,
на основе проведения простых опросов и интервью;
- умение представлять результаты анализа простой финансовой и
статистической информации в зависимости от поставленных задач в виде
таблицы, схемы, графика, диаграммы, в том числе диаграммы связей;
- выполнение логических действий сравнения преимуществ и
недостатков разных видов денег, доходов и расходов, возможностей работы
по найму и ведения собственного бизнеса, анализ информации о средней
заработной плате в регионе проживания, об основных статьях расходов
россиян, о ценах на товары и услуги, об уровне безработицы, о социальных
выплатах, о банковских услугах для частных лиц, о валютных курсах;
- установление причинно-следственных связей между уплатой налогов
и созданием общественных благ обществом, между финансовым поведением
человека и его благосостоянием;
- построение рассуждений-обоснований (от исходных посылок к
суждению и умозаключению);
- умение производить расчёты на условных примерах, в том числе с
использованием интернет-калькуляторов, рассчитывать доходы и расходы
семьи, величину подоходного налога и НДС, проценты по депозитам и
кредитам, проводить расчёты с валютными курсами;
- владение базовыми предметными и межпредметными понятиями
(финансовая грамотность, финансовое поведение, статистические данные,
простая финансовая информация, учебный проект в области экономики семьи,
учебное исследование экономических отношений в семье и обществе).
Регулятивные:
- анализ достигнутых и планирование будущих образовательных
результатов по финансовой грамотности, постановка цели деятельности на
основе определённой проблемы экономики семьи, экономических отношений
в семье и обществе и существующих возможностей;
- самостоятельное планирование действий по изучению экономики
семьи, экономических отношений в семье и обществе;
- проявление познавательной и творческой инициативы в применении
полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области
экономики семьи;
- контроль и самоконтроль, оценка, взаимооценка и самооценка
выполнения действий по изучению экономики семьи, экономических
отношений в семье и обществе, а также их результатов на основе
выработанных критериев;
- применение приёмов саморегуляции для достижения эффектов
успокоения, восстановления и активизации.
Коммуникативные:
- умение осуществлять учебное сотрудничество и совместную
деятельность с учителем и сверстниками при подготовке учебных проектов,
решении кейсов по элементарным вопросам экономики семьи, проведении
исследований экономических отношений в семье и обществе;
- работая индивидуально и в группе, договариваться о распределении
функций и позиций в совместной деятельности, находить общее решение и
разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов
сторон;
- умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с
задачей коммуникации (обоснование, объяснение, сравнение, описание),
создавать и представлять результаты учебных проектов в области экономики
семьи, исследований экономических отношений в семье и обществе,
формировать портфолио по финансовой грамотности;
- умение использовать информационно-коммуникационные технологии
для решения учебных и практических задач курса «Финансовая грамотность».
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты изучения курса «Основы финансовой
грамотности»:
- владение базовыми предметными понятиями: потребность, обмен,
блага, деньги, товар, услуга, семейный бюджет, особая жизненная ситуация,
страхование, налоги, социальное пособие, банк, виды вкладов,
инвестиционный фонд, доходность, сбережения, бизнес, валюта, валютный
курс;
- понимание основных принципов экономической жизни общества:
представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях
изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи;
- использование приёмов работы с простой финансовой и
статистической информацией, её осмысление, проведение простых
финансовых расчётов;
- применение навыков и умений решения типичных задач в области
семейной экономики: знание источников доходов и направлений расходов
семьи и умение составлять простой семейный бюджет, знание направлений
инвестирования и способов сравнения результатов на простых примерах;
- умение делать выводы и давать обоснованные оценки экономических
ситуаций на простых примерах;
- определение элементарных проблем в области семейных финансов и
нахождение путей их решения;
- расширение кругозора в области экономической жизни общества и
активизация познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.
СИСТЕМА ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ
Оценивание достижений школьников при изучении курса
предусматривает текущую, промежуточную и итоговую оценку. Текущее
оценивание предназначено для контроля планируемых результатов на каждом
занятии. Текущая оценка носит формирующий характер, т. е. помогает
учащимся выявлять и осознавать собственные затруднения в освоении
содержания программы и на этой основе стимулирует учащегося к развитию
собственной финансовой грамотности. Объектом текущей оценки являются
результаты выполнения учащимися практических заданий (решения задач и
кейсовых ситуаций), их участия в дискуссиях, устных выступлениях, играх, а
также выполнения домашних заданий.
В курсе «Основы финансовой грамотности» использованы такие
формы подведения итогов реализации программы, как выставки рисунков,
оформление одного общего проекта «Семейный бюджет» на параллель.
Промежуточное оценивание предназначено для комплексной оценки
достижения планируемых результатов в конце крупных тем. Объектом
промежуточного оценивания могут являться доклады, презентации, отчёты о
проведённых мини-исследованиях, учебные проекты, а также сама их защита
(устная презентация, умение отвечать на вопросы и пр.). На занятиях в ходе
обобщения результатов изучения разделов курса учащиеся выполняют
контрольную работу.
Итоговое оценивание предназначено для принятия решения по вопросу
качества сформированных результатов в ходе изучения программы.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 КЛАСС
№
п/
п
Наименованиераздело
в и темпрограммы
1
Модуль "Введение в
курс «Основы
финансовой
грамотности»"
2
Модуль "Деньги, их
история, виды и
функции"
Количествочасов
Всег
о
Контрольныеработ
ы
Практическиеработ
ы
Электронные (цифровые)
образовательныересурсы
1
https://drive.google.com/drive/folders/1
-6-Ls9CUtnw-qidPKhYQsK4kg4bzr5lh
7
https://drive.google.com/drive/folders/16-Ls9CUtnw-qidPKhYQsK4kg4bzr5lh
3
Модуль "Человек и
финансовые
организации"
8
1
https://drive.google.com/drive/folders/16-Ls9CUtnw-qidPKhYQsK4kg4bzr5lh
4
Модуль "Семейный
бюджет"
10
1
https://drive.google.com/drive/folders/16-Ls9CUtnw-qidPKhYQsK4kg4bzr5lh
5
Модуль
"Экономические
отношения семьи и
государства"
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
8
1
34
3
https://drive.google.com/drive/folders/16-Ls9CUtnw-qidPKhYQsK4kg4bzr5lh
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 КЛАСС
№
п/
п
Количествочасов
Темаурока
Все
го
Контрольныера
боты
Практическиера
боты
Датаизуче
ния
Электронныецифровыеобразовательны
ересурсы
1
Финансовая
грамотность
. Что значит
быть
финансово
грамотным
человеком
2
История
появления
денег
1
https://drive.google.com/drive/folders/1-6Ls9CUtnw-qidPKhYQsK4kg4bzr5lh
3
Функции
денег
1
https://drive.google.com/drive/folders/1-6Ls9CUtnw-qidPKhYQsK4kg4bzr5lh
4
История
монет и
бумажных
денег
5
Какие
деньги были
раньше в
России.
Современны
https://drive.google.com/drive/folders/1-6Ls9CUtnw-qidPKhYQsK4kg4bzr5lh
1
1
https://drive.google.com/drive/folders/1-6Ls9CUtnw-qidPKhYQsK4kg4bzr5lh
https://drive.google.com/drive/folders/1-6Ls9CUtnw-qidPKhYQsK4kg4bzr5lh
1
е деньги
России
6
Валюта.
Почему у
всех стран
разные
деньги
7
Защита
денег от
подделки
8
Кто
печатает
деньги
9
Деньги,
которые не
видишь
10
Как
передать
деньги в
другую
страну
11
Что такое
банк и
откуда в
нем деньги
12
Банковский
вклад
https://drive.google.com/drive/folders/1-6Ls9CUtnw-qidPKhYQsK4kg4bzr5lh
1
1
https://drive.google.com/drive/folders/1-6Ls9CUtnw-qidPKhYQsK4kg4bzr5lh
1
https://drive.google.com/drive/folders/1-6Ls9CUtnw-qidPKhYQsK4kg4bzr5lh
1
https://drive.google.com/drive/folders/1-6Ls9CUtnw-qidPKhYQsK4kg4bzr5lh
https://drive.google.com/drive/folders/1-6Ls9CUtnw-qidPKhYQsK4kg4bzr5lh
1
1
1
https://drive.google.com/drive/folders/1-6Ls9CUtnw-qidPKhYQsK4kg4bzr5lh
https://drive.google.com/drive/folders/1-6Ls9CUtnw-qidPKhYQsK4kg4bzr5lh
13
Кредиты
1
https://drive.google.com/drive/folders/1-6Ls9CUtnw-qidPKhYQsK4kg4bzr5lh
14
Кредитная
история
1
https://drive.google.com/drive/folders/1-6Ls9CUtnw-qidPKhYQsK4kg4bzr5lh
15
Банковские
карты
1
16
Банкоматы
17
Откуда в
семье
берутся
деньги
18
На что
семьи
тратят
деньги
19
Семейный
бюджет
20
Планируем
семейный
бюджет
21
Как
планировать
расходы
1
1
1
1
https://drive.google.com/drive/folders/1-6Ls9CUtnw-qidPKhYQsK4kg4bzr5lh
https://drive.google.com/drive/folders/1-6Ls9CUtnw-qidPKhYQsK4kg4bzr5lh
https://drive.google.com/drive/folders/1-6Ls9CUtnw-qidPKhYQsK4kg4bzr5lh
https://drive.google.com/drive/folders/1-6Ls9CUtnw-qidPKhYQsK4kg4bzr5lh
1
https://drive.google.com/drive/folders/1-6Ls9CUtnw-qidPKhYQsK4kg4bzr5lh
1
https://drive.google.com/drive/folders/1-6Ls9CUtnw-qidPKhYQsK4kg4bzr5lh
1
https://drive.google.com/drive/folders/1-6Ls9CUtnw-qidPKhYQsK4kg4bzr5lh
22
Карманные
деньги
1
https://drive.google.com/drive/folders/1-6Ls9CUtnw-qidPKhYQsK4kg4bzr5lh
23
Финансовы
й план
1
https://drive.google.com/drive/folders/1-6Ls9CUtnw-qidPKhYQsK4kg4bzr5lh
24
Личный
финансовый
план
1
https://drive.google.com/drive/folders/1-6Ls9CUtnw-qidPKhYQsK4kg4bzr5lh
25
Как делать
сбережения
1
https://drive.google.com/drive/folders/1-6Ls9CUtnw-qidPKhYQsK4kg4bzr5lh
26
Проверочна
я работа по
модулю
«Семейный
бюджет»
1
27
Что такое
страхование
28
Что такое
пенсия
29
Почему у
людей
разные
зарплаты
30
Рынок
труда. Мир
профессий
1
1
https://drive.google.com/drive/folders/1-6Ls9CUtnw-qidPKhYQsK4kg4bzr5lh
1
https://drive.google.com/drive/folders/1-6Ls9CUtnw-qidPKhYQsK4kg4bzr5lh
1
1
https://drive.google.com/drive/folders/1-6Ls9CUtnw-qidPKhYQsK4kg4bzr5lh
https://drive.google.com/drive/folders/1-6Ls9CUtnw-qidPKhYQsK4kg4bzr5lh
31
Налоги
1
https://drive.google.com/drive/folders/1-6Ls9CUtnw-qidPKhYQsK4kg4bzr5lh
32
Как стать
инвестором
1
https://drive.google.com/drive/folders/1-6Ls9CUtnw-qidPKhYQsK4kg4bzr5lh
33
Финансовое
мошенничес
тво
1
https://drive.google.com/drive/folders/1-6Ls9CUtnw-qidPKhYQsK4kg4bzr5lh
34
Обобщение
результатов
изучения
курса
«Основы
финансовой
грамотности
». Итоговая
проверочная
работа по
курсу
1
1
34
3
ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 5–7 классы
общеобразоват. орг. Дополнительное образование: Серия «Учимся разумному
финансовому поведению»/ И. В. Липсиц, Е. А. Вигдорчик — М.: ВИТАПРЕСС, 2014. — 208 с., ил.
Финансовая грамотность: материалы для родителей. 5–7 классы
общеобразоват. орг. / Е. А. Вигдорчик, И. В. Липсиц, Ю. Н. Корлюгова. — М.:
ВИТА-ПРЕСС, 2015. — 112 c. (Дополнительное образование: Серия «Учимся
разумному финансовому поведению»)/
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Основы финансовой грамотности. Методические рекомендации по
разработке и реализации программы курса в общеобразовательных
организациях Центрального банка России;
Корлюгова Ю.Н., Половникова А.В. Финансовая грамотность:
Методические рекомендации для учителя. 5–7 классы общеобразоват. орг. –
М.: ВАКО, 2018. – 240 с. – (Учимся разумному финансовому поведению);
Финансовая грамотность: учебная программа. 5—7 классы
общеобразоват. орг. / Е.А. Вигдорчик, И.В. Липсиц, Ю.Н. Корлюгова, А.В.
Половникова — М.: ВАКО, 2018. — 40 с. — (Учимся разумному
финансовому поведению).
В.В.Чумаченко, А.П.Горяев «Основы финансовой грамотности», М.
«Просвещение», 2016/
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
Сайты Банка России, федеральных органов исполнительной власти и иных
организаций:
• Центральный Банк Российской Федерации www.cbr.ru
• Министерство финансов РФ www.minfin.ru/ru
• Федеральная налоговая служба www.nalog.ru
• Пенсионный фонд РФ www.pfrf.ru
• Роспотребнадзорwww.rospotrebnadzor.ru
https://drive.google.com/drive/folders/1-6-Ls9CUtnw-qidPKhYQsK4kg4bzr5lh
https://drive.google.com/drive/folders/1-6-Ls9CUtnwqidPKhYQsK4kg4bzr5lh?usp=drive_link