Индивидуальный проект

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по индивидуальному проекту на уровне среднего
общего образования (базовый уровень) составлена на основе положений и
требований к результатам освоения основной образовательной программы,
представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте
среднего общего образования, а также с учетом федеральной рабочей
программы воспитания.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ» (БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ)
ФГОС СОО определяет индивидуальный проект как особую форму
организации деятельности обучающихся (учебное исследование или учебный
проект). Индивидуальный проект выполняется обучающимся самостоятельно
под руководством учителя (тьютора) по выбранной теме в рамках одного или
нескольких изучаемых учебных предметов, курсов в любой избранной
области
деятельности
(познавательной,
практической,
учебноисследовательской, социальной, художественно-творческой, иной).
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ
ПРОЕКТ» (БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ)
Результаты выполнения индивидуального проекта должны отражать:
сформированность
навыков
коммуникативной,
учебноисследовательской деятельности, критического мышления;
способность к инновационной, аналитической, творческой,
интеллектуальной деятельности;
сформированность навыков проектной деятельности, а также
самостоятельного применения приобретенных знаний и способов действий
при решении различных задач, используя знания одного или нескольких
учебных предметов или предметных областей;
способность постановки цели и формулирования гипотезы
исследования, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой
информации, структурирования аргументации результатов исследования на
основе собранных данных, презентации результатов.
Индивидуальный проект выполняется обучающимся в течение
одного или двух лет в рамках учебного времени, специально отведенного
учебным планом, и должен быть представлен в виде завершенного учебного

исследования или разработанного проекта: информационного, творческого,
социального,
прикладного,
инновационного,
конструкторского,
инженерного.
Включение обучающихся в учебно-исследовательскую и проектную
деятельность, призванную обеспечивать формирование у них опыта
применения УУД в жизненных ситуациях, навыков учебного
сотрудничества и социального взаимодействия со сверстниками,
обучающимися младшего и старшего возраста, взрослыми, на уровне
среднего общего образования, имеет свои особенности.
На уровне среднего общего образования исследование и проект
выполняют в значительной степени функции инструментов учебной
деятельности полидисциплинарного характера, необходимых для освоения
социальной жизни и культуры. Обучающиеся самостоятельно формулируют
предпроектную идею, ставят цели, описывают необходимые ресурсы и
другое. Используются элементы математического моделирования и анализа
как инструмент интерпретации результатов исследования. Проблематика и
методология индивидуального проекта должны быть ориентированы на
интеграцию знаний и использование методов двух и более учебных
предметов одной или нескольких предметных областей.
На уровне среднего общего образования обучающиеся определяют
параметры и критерии успешности реализации проекта. Презентация
результатов проектной работы может проводиться не в школе, а в том
социальном и культурном пространстве, где проект разворачивался. Если
это социальный проект, то его результаты должны быть представлены
местному сообществу или сообществу волонтерских организаций. Если
бизнес-проект – сообществу бизнесменов, деловых людей.
На уровне среднего общего образования приоритетными
направлениями проектной и исследовательской деятельности являются:
социальное; бизнес-проектирование; исследовательское; инженерное;
информационное.
Результатами учебного исследованиями могут быть научный доклад,
реферат, макет, опытный образец, разработка, информационный продукт, а
также образовательное событие, социальное мероприятие (акция).
Результаты работы оцениваются по определенным критериям. Для
учебного исследования главное заключается в актуальности избранной
проблемы, полноте, последовательности, обоснованности решения
поставленных задач. Для учебного проекта важно, в какой мере практически

значим полученный результат, насколько эффективно техническое
устройство, программный продукт, инженерная конструкция и другие.
Организация педагогического сопровождения индивидуального
проекта должна осуществляться с учетом специфики профиля обучения, а
также образовательных интересов обучающихся. Целесообразно соблюдать
общий алгоритм педагогического сопровождения индивидуального проекта,
включающий вычленение проблемы и формулирование темы проекта,
постановку целей и задач, сбор информации/исследование/разработку
образца, подготовку и защиту проекта, анализ результатов выполнения
проекта, оценку качества выполнения.
Процедура публичной защиты индивидуального проекта может быть
организована по-разному: в рамках специально организуемых в
образовательной организации проектных «дней» или «недель», в рамках
проведения ученических научных конференций, в рамках специальных
итоговых аттестационных испытаний. Независимо от формата мероприятий,
на заключительном мероприятии отчетного этапа обучающимся должна
быть обеспечена возможность:
представить результаты своей работы в форме письменных отчетных
материалов, готового проектного продукта, устного выступления и
электронной презентации;
публично обсудить результаты деятельности с обучающимися,
педагогами, родителями, специалистами-экспертами, организациямипартнерами;
получить
квалифицированную
оценку
результатов
своей
деятельности от членов педагогического коллектива и независимого
экспертного сообщества (представители вузов, научных организаций и
других).
Регламент проведения защиты проекта, параметры и критерии
оценки проектной деятельности должны быть известны обучающимся
заранее. Параметры и критерии оценки проектной деятельности должны
разрабатываться и обсуждаться с обучающимися. Оценке должна
подвергаться не только защита реализованного проекта, но и динамика
изменений, внесенных в проект от момента замысла (процедуры защиты
проектной идеи) до воплощения; при этом должны учитываться
целесообразность, уместность, полнота этих изменений, соотнесенные с
сохранением исходного замысла проекта. Для оценки проектной работы
создается экспертная комиссия, в которую входят педагоги и представители
администрации образовательных организаций, где учатся дети,

представители местного сообщества и тех сфер деятельности, в рамках
которых выполняются проектные работы.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ
ПРОЕКТ» (БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ) В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с учебным планом предмет «Индивидуальный проект»
на базовом уровне изучается в 10 классах. Общее количество учебного
времени на один года обучения составляет 34 часа. Общая недельная
нагрузка в год обучения составляет 1 час.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ
ПРОЕКТ» (БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ)
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения обучающимися программы среднего общего образования по предмету
«Индивидуальный проект» (базовый уровень) должны отражать готовность и способность обучающихся
руководствоваться сформированной внутренней позицией личности, системой ценностных ориентаций,
позитивных внутренних убеждений, соответствующих традиционным ценностям российского общества,
расширение жизненного опыта и опыта деятельности в процессе реализации основных направлений
воспитательной деятельности, в том числе в части:
Гражданского воспитания:
• сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и ответственного члена
российского общества;
• осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и правопорядка;
• принятие традиционных национальных, общечеловеческих гуманистических и демократических
ценностей; уважение ценностей иных культур, конфессий;
• готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по
социальным, религиозным, расовым, национальным признакам;
• готовность вести совместную деятельность в интересах гражданского общества, участвовать в
самоуправлении школы и детско-юношеских организаций;
• умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их функциями и назначением;
• готовность к гуманитарной и волонтерской деятельности.
Патриотического воспитания:

•

•

•

сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу,
чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, свой язык и культуру,
прошлое и настоящее многонационального народа России;
ценностное отношение к государственным символам, историческому и природному наследию,
памятникам, традициям народов России; достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях,
труде;
идейная убежденность, готовность к служению Отечеству и его защите, ответственность за его судьбу.

Духовно-нравственного воспитания:
• осознание духовных ценностей российского народа;
• сформированность нравственного сознания, этического поведения;
• способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, ориентируясь на моральнонравственные нормы и ценности;
• осознание личного вклада в построение устойчивого будущего;
• ответственное отношение к своим родителям, созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей
семейной жизни в соответствии с традициями народов России.
Эстетического воспитания:
• эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта,
труда, общественных отношений;
• способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество своего и других народов,
ощущать эмоциональное воздействие искусства;
• убежденность в значимости для личности и общества отечественного и мирового искусства, этнических
культурных традиций и народного творчества;
• стремление проявлять качества творческой личности.

Физического воспитания:
• сформированность здорового и безопасного образа жизни, ответственного отношения к своему здоровью,
потребность в физическом совершенствовании;
• активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения вреда физическому и психическому
здоровью.
Трудового воспитания:
• готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие;
• готовность к активной социально направленной деятельности, способность инициировать, планировать и
самостоятельно выполнять такую деятельность;
• интерес к различным сферам профессиональной деятельности, умение совершать осознанный выбор
будущей профессии и реализовывать собственные жизненные планы; мотивация к эффективному труду и
постоянному профессиональному росту, к учету общественных потребностей при предстоящем выборе
сферы деятельности;
• готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении жизни.
Экологического воспитания:
• сформированность экологической культуры, понимание влияния социально-экономических процессов на
состояние природной и социальной среды, осознание глобального характера экологических проблем;
• планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания целей устойчивого
развития человечества;
• активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
• умение прогнозировать неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых действий,
предотвращать их;
• расширение опыта деятельности экологической направленности.

Ценности научного познания:
• сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки, включая
социальные науки, и общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего
осознанию своего места в поликультурном мире;
• совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и
познания мира; языковое и речевое развитие человека, включая понимание языка социальноэкономической и политической коммуникации;
• осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и исследовательскую
деятельность индивидуально и в группе;
• мотивация к познанию и творчеству, обучению и самообучению на протяжении всей жизни, интерес к
изучению социальных и гуманитарных дисциплин.
В процессе достижения личностных результатов освоения обучающимися программы среднего общего
образования (на базовом уровне) у них совершенствуется эмоциональный интеллект, предполагающий
сформированность:
• самосознания, включающего способность понимать свое эмоциональное состояние, видеть направления
развития собственной эмоциональной сферы, быть уверенным в себе в межличностном взаимодействии и
при принятии решений;
• саморегулирования, включающего самоконтроль, умение принимать ответственность за свое поведение,
способность адаптироваться к эмоциональным изменениям и проявлять гибкость, быть открытым новому;
• внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и успеху, оптимизм,
инициативность, умение действовать, исходя из своих возможностей;
• готовность и способность овладевать новыми социальными практиками, осваивать типичные социальные
роли;
• эмпатии, включающей способность понимать эмоциональное состояние других, учитывать его при
осуществлении коммуникации, способность к сочувствию и сопереживанию;

•

социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения с другими людьми, заботиться,
проявлять интерес и разрешать конфликты.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты освоения программы среднего общего образования по предмету
«Обществознание» (базовый уровень) должны отражать:
1. Овладение универсальными учебными познавательными действиями
Базовые логические действия:
• самостоятельно формулировать и актуализировать социальную проблему, рассматривать ее всесторонне;
• устанавливать существенный признак или основания для сравнения, классификации и обобщения
социальных объектов, явлений и процессов;
• определять цели познавательной деятельности, задавать параметры и критерии их достижения;
• выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых социальных явлениях и процессах;
• вносить коррективы в деятельность (с учетом разных видов деятельности), оценивать соответствие
результатов целям, оценивать риски последствий деятельности;
• координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного
взаимодействия;
• развивать креативное мышление при решении жизненных проблем, в том числе учебно-познавательных.
Базовые исследовательские действия:
• развивать навыки учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыки разрешения проблем;
• проявлять способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач,
применению различных методов социального познания;
• осуществлять деятельность по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и
применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных проектов;

формировать научный тип мышления, применять научную терминологию, ключевые понятия и методы
социальных наук;
• ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
• выявлять причинно-следственные связи социальных явлений и процессов и актуализировать
познавательную задачу, выдвигать гипотезу ее решения, находить аргументы для доказательства своих
утверждений, задавать параметры и критерии решения;
• анализировать результаты, полученные в ходе решения задачи, критически оценивать их достоверность,
прогнозировать изменение в новых условиях;
• давать оценку новым ситуациям, возникающим в процессе познания социальных объектов, в социальных
отношениях; оценивать приобретенный опыт;
• уметь переносить знания об общественных объектах, явлениях и процессах в познавательную и
практическую области жизнедеятельности;
• уметь интегрировать знания из разных предметных областей;
• выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения;
• ставить проблемы и задачи, допускающие альтернативные решения.
Работа с информацией:
• владеть навыками получения социальной информации из источников разных типов, самостоятельно
осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм
представления;
• создавать тексты в различных форматах с учетом назначения информации и целевой аудитории, выбирая
оптимальную форму представления и визуализации;
• оценивать достоверность, легитимность информации различных видов и форм представления (в том числе
полученной из интернет-источников), ее соответствие правовым и морально-этическим нормам;
• использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных,
коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники
•

безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной
безопасности;
• владеть навыками распознавания и защиты информации, информационной безопасности личности.
2. Овладение универсальными коммуникативными действиями
Общение:
• осуществлять коммуникации во всех сферах жизни;
• распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, распознавать
предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты;
• владеть различными способами общения и взаимодействия; аргументированно вести диалог, уметь
смягчать конфликтные ситуации;
• развернуто и логично излагать свою точку зрения с использованием языковых средств.
Совместная деятельность:
• понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы;
• выбирать тематику и методы совместных действий с учетом общих интересов и возможностей каждого
члена коллектива;
• принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по ее достижению:
составлять план действий, распределять роли с учетом мнений участников, обсуждать результаты
совместной работы;
• оценивать качество своего вклада и вклада каждого участника команды в общий результат по
разработанным критериям;
• предлагать новые учебные исследовательские и социальные проекты, оценивать идеи с позиции новизны,
оригинальности, практической значимости;
• осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях, проявлять творчество и
воображение, быть инициативным.
3. Овладение универсальными регулятивными действиями
Самоорганизация:

самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и
формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и в жизненных ситуациях;
• самостоятельно составлять план решения проблемы с учетом имеющихся ресурсов, собственных
возможностей и предпочтений;
• давать оценку новым ситуациям, возникающим в познавательной и практической деятельности, в
межличностных отношениях;
• расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений;
• делать осознанный выбор стратегий поведения, решений при наличии альтернатив, аргументировать
сделанный выбор, брать ответственность за принятое решение;
• оценивать приобретенный опыт;
• способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях знаний, постоянно
повышать свой образовательный и культурный уровень.
Самоконтроль:
• давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов
целям;
• владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных
процессов, их результатов и оснований; использовать приемы рефлексии для оценки ситуации, выбора
верного решения;
• уметь оценивать риски и своевременно принимать решения по их снижению;
• принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов деятельности.
Принятие себя и других:
• принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства;
• принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов деятельности;
• признавать свое право и право других на ошибки;
• развивать способность понимать мир с позиции другого человека.
•

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Наименование разделов и тем программы

Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

Раздел 1. Проект
1.1

Культура исследования и проектирования

5

1.2

Самоопределение

4

1.3

Замысел проекта

5

1.4

Условия реализации проекта

5

1.5

Трудности реализации проекта

4

1.6

Экспертная оценка проекта

5

Итого по разделу

28

Раздел 2. Защита проекта
2.1

Защита проекта

Итого по разделу
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

6

2

6
34

2

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 КЛАСС
№
п/п

Количество часов
Тема урока

Всего

1

Что такое проект

1

2

Проектная идея

1

3

Виды проектов

1

4

Социальное проектирование

1

5

Исследование как элемент проекта

1

6

Проекты и технологии

1

7

Создаем элементы образа будущего

1

8

Проектное движение

1

9

Самоопределение. Актуальность проекта

1

10

Замысел проекта

1

11

Формулирование цели проекта

1

12

Прогнозирование результатов проекта

1

13

Ресурсы проекта

1

14

Поиски недостающей информации

1

15

Трудности реализации проекта

1

16

Планирование действий

1

17

Источники финансирования проекта

1

18

Команда проекта

1

19

Модели управления проектами

1

Контрольные
работы

Практические
работы

Дата
изучения

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы

20

Переход от замысла к реализации проекта

1

21

Риски проекта

1

22

Анализ проектного замысла

1

23

Анализ проектного замысла

1

24

Позиция эксперта

1

25

Критерии оценивания проекта

1

26

Критерии оценивания защиты

1

27

Предварительная защита

1

28

Анализ предварительной защиты

1

29

Защита проекта

1

1

30

Защита проекта

1

1

31

Защита проекта

1

32

Защита проекта

1

33

Защита проекта

1

34

Защита проекта

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

34

0

2

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
- Экология. Индивидуальный проект. Актуальная экология. Половкова М. В., Носов А. В., Половкова Т. В.,
Майсак М. В.

10–11класс. ООО «ДРОФА»; АО «Издательство Просвещение». 2021

- Индивидуальный проект. 10-11 классы: учеб.пособие для общеобразовательных организаций. Половкова М. В.,
Носов А. В., Половкова Т. В., Майсак М. В. Просвещение, 2021.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
Положение о внутренней системе оценки качества образования.pdf (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».