ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по «Основам правовой культуры» на уровне
среднего общего образования (базовый уровень) составлена на основе
положений и требований к результатам освоения основной образовательной
программы,
представленных
в
Федеральном
государственном
образовательном стандарте среднего общего образования, а также с учетом
федеральной рабочей программы воспитания. Рабочая программа по
«Основам правовой культуры» на уровне среднего общего образования
реализует принцип преемственности примерных рабочих образовательных
программ основного общего и среднего общего образования.
Рабочая программа по «Основам правовой культуры» для 10-11 классов
разработана на основе: Боголюбов, Л. Н. Право. 10 класс (базовый уровень) :
учебник / Л. Н. Боголюбов, Е. А. Лукашева, А. И. Матвеев ; под ред. Е. А.
Лукашевой, А. И. Матвеева, А. Ю. Лазебниковой. - Москва : Просвещение,
2020. - 335 с.
«Основы правовой культуры», как учебный предмет старшей школы
базируется на содержании правового образования основной школы и
предусматривает (с учётом последовательности и преемственности)
дальнейшее познание основ юриспруденции, усвоение правовых норм
поведения, формирование правовой культуры и правовой компетентности
личности.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ
ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ» (БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ)
Учебный предмет «Основы правовой культуры» играет ведущую роль в
выполнении системой образования функции интеграции молодежи в
современное общество и обеспечивает условия для формирования
российской
гражданской
идентичности,
традиционных
ценностей
многонационального российского народа, готовности обучающихся к
саморазвитию и непрерывному образованию, труду и творческому
самовыражению, взаимодействию с другими людьми на благо человека и
общества.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ ПРАВОВОЙ
КУЛЬТУРЫ» (БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ)
Целями данного курса в средней школе являются:
общероссийской
идентичности,
гражданской
• воспитание
ответственности, основанной на идеях патриотизма, гордости за
достижения страны в различных областях жизни, уважения к
традиционным ценностям и культуре России, правам и свободам
человека и гражданина, закрепленным в Конституции Российской
Федерации;
• развитие личности в период ранней юности, становление ее духовнонравственных позиций и приоритетов, выработка правового
сознания, политической культуры, мотивации к предстоящему
самоопределению в различных областях жизни: семейной, трудовой,
профессиональной;
• развитие способности обучающихся к личному самоопределению,
самореализации, самоконтролю;
• развитие интереса обучающихся к освоению социальных и
гуманитарных дисциплин;
• освоение системы знаний об обществе и человеке, формирование
целостной картины общества, адекватной современному уровню
научных знаний и позволяющей реализовать требования к
личностным, метапредметным и предметным результатам освоения
образовательной программы, представленным в Федеральном
государственном образовательном стандарте среднего общего
образования;
• овладение умениями получать, анализировать, интерпретировать и
систематизировать социальную информацию из различных
источников,
преобразовывать
ее
и
использовать
для
самостоятельного
решения
учебно-познавательных,
исследовательских задач, а также в проектной деятельности;
• совершенствование опыта обучающихся в применении полученных
знаний (включая знание социальных норм) и умений в различных
областях общественной жизни: в гражданской и общественной
деятельности, включая волонтерскую, в сферах межличностных
отношений, отношений между людьми различных национальностей
и вероисповеданий, в противодействии коррупции, в семейнобытовой сфере, а также для анализа и оценки жизненных ситуаций,
социальных фактов, поведения людей и собственных поступков.
С учетом преемственности с уровнем основного общего образования
учебный предмет «Основы правовой культуры» раскрывает теоретические
знания, факты социальной жизни; ценности и нормы, регулирующие
общественные отношения; социальные роли человека, его права, свободы и
обязанности как члена общества и гражданина Российской Федерации;
особенности современного российского общества в единстве социальных
сфер и институтов и роли России в динамично изменяющемся мире;
различные аспекты межличностного и других видов социального
взаимодействия, а также взаимодействия людей и социальных групп с
основными институтами государства и гражданского общества и
регулирующие эти взаимодействия социальные нормы.
Освоение содержания обществоведческого образования осуществляется
в соответствии со следующими ориентирами, отражающими специфику
учебного предмета на уровне среднего общего образования:
• определение учебного содержания научной и практической
значимостью включаемых в него положений и педагогическими
целями учебного предмета с учетом познавательных возможностей
учащихся старшего подросткового возраста;
• представление в содержании учебного предмета основных сфер
жизни общества, типичных видов человеческой деятельности в
информационном обществе, условий экономического развития на
современном этапе, особенностей финансового поведения,
перспектив и прогнозов общественного развития, путей решения
актуальных социальных проблем;
развития
ключевых
навыков,
формируемых
• обеспечение
деятельностным компонентом социально-гуманитарного образования
(выявление проблем, принятие решений, работа с информацией), и
компетентностей, имеющих универсальное значение для различных
видов деятельности и при выборе профессии;
• включение в содержание предмета полноценного материала о
современном российском обществе, об основах конституционного
строя Российской Федерации, закрепленных в Конституции
Российской Федерации, о правах и свободах человека и гражданина,
тенденциях развития России, ее роли в мире и противодействии
вызовам глобализации;
• расширение возможностей самопрезентации старшеклассников,
мотивирующей креативное мышление и участие в социальных
практиках.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ ПРАВОВОЙ
КУЛЬТУРЫ» (БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ) В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с учебным планом универсального профиля учебный
предмет «Основы правовой культуры» изучается в 10 и 11 классе. Общее
количество учебных часов – 67: в 10 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 11
классе – 33 часа (1 час в неделю).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ ПРАВОВОЙ
КУЛЬТУРЫ» (БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ)
10 КЛАСС
Право в системе социальных норм. Источники права. Нормативные
правовые акты, их виды. Законы и законодательный процесс в Российской
Федерации. Система российского права. Правоотношения, их субъекты.
Особенности правового статуса несовершеннолетних. Правонарушение и
юридическая ответственность. Функции правоохранительных органов
Российской Федерации.
Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя
Российской Федерации. Гражданство Российской Федерации. Личные
(гражданские), политические, социально-экономические и культурные права и
свободы человека и гражданина Российской Федерации. Конституционные
обязанности гражданина Российской Федерации. Международная защита прав
человека в условиях мирного и военного времени.
Гражданское право. Гражданские правоотношения. Субъекты
гражданского права. Организационно-правовые формы юридических лиц.
Гражданская дееспособность несовершеннолетних.
Семейное право. Порядок и условия заключения и расторжения брака.
Правовое регулирование отношений супругов. Права и обязанности
родителей и детей.
Трудовое право. Трудовые правоотношения. Порядок приема на работу,
заключения и расторжения трудового договора. Права и обязанности
работников и работодателей. Дисциплинарная ответственность. Защита
трудовых прав работников. Особенности трудовых правоотношений
несовершеннолетних работников.
Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах. Участники
отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах. Права и
обязанности
налогоплательщиков.
Ответственность
за
налоговые
правонарушения. Федеральный закон «Об образовании в Российской
Федерации». Порядок приема на обучение в образовательные организации
среднего профессионального и высшего образования. Порядок оказания
платных образовательных услуг.
11 КЛАСС
Административное право и его субъекты. Административное
правонарушение и административная ответственность.
Экологическое законодательство. Экологические правонарушения.
Способы защиты права на благоприятную окружающую среду.
Уголовное право. Основные принципы уголовного права. Понятие
преступления и виды преступлений. Уголовная ответственность, ее цели,
виды наказаний в уголовном праве. Особенности уголовной ответственности
несовершеннолетних.
Гражданские споры, порядок их рассмотрения. Основные принципы
гражданского процесса. Участники гражданского процесса.
Административный процесс. Судебное производство по делам об
административных правонарушениях.
Уголовный процесс, его принципы и стадии. Субъекты уголовного
процесса.
Конституционное судопроизводство. Арбитражное судопроизводство.
Юридическое образование, юристы как социально-профессиональная
группа.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ» (БАЗОВЫЙ
УРОВЕНЬ)
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения обучающимися программы среднего
общего образования по предмету «Основы правовой культуры» (базовый
уровень) должны отражать готовность и способность обучающихся
руководствоваться сформированной внутренней позицией личности,
системой ценностных ориентаций, позитивных внутренних убеждений,
соответствующих традиционным ценностям российского общества,
расширение жизненного опыта и опыта деятельности в процессе реализации
основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:
Гражданского воспитания:
• сформированность
гражданской позиции обучающегося как
активного и ответственного члена российского общества;
• осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение
закона и правопорядка;
традиционных
национальных,
общечеловеческих
• принятие
гуманистических и демократических ценностей; уважение ценностей
иных культур, конфессий;
• готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма,
ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым,
национальным признакам;
• готовность вести совместную деятельность в интересах гражданского
общества, участвовать в самоуправлении школы и детско-юношеских
организаций;
взаимодействовать с социальными институтами в
• умение
соответствии с их функциями и назначением;
• готовность к гуманитарной и волонтерской деятельности.
Патриотического воспитания:
• сформированность
российской
гражданской
идентичности,
патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности
перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, свой язык и
культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России;
•
•
ценностное отношение к государственным символам, историческому
и природному наследию, памятникам, традициям народов России;
достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях, труде;
идейная убежденность, готовность к служению Отечеству и его
защите, ответственность за его судьбу.
Духовно-нравственного воспитания:
• осознание духовных ценностей российского народа;
• сформированность нравственного сознания, этического поведения;
• способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения,
ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности;
• осознание личного вклада в построение устойчивого будущего;
• ответственное отношение к своим родителям, созданию семьи на
основе осознанного принятия ценностей семейной жизни в
соответствии с традициями народов России.
Эстетического воспитания:
• эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и
технического творчества, спорта, труда, общественных отношений;
• способность воспринимать различные виды искусства, традиции и
творчество своего и других народов, ощущать эмоциональное
воздействие искусства;
• убежденность в значимости для личности и общества отечественного
и мирового искусства, этнических культурных традиций и народного
творчества;
• стремление проявлять качества творческой личности.
Физического воспитания:
• сформированность
здорового и безопасного образа жизни,
ответственного отношения к своему здоровью, потребность в
физическом совершенствовании;
• активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения
вреда физическому и психическому здоровью.
Трудового воспитания:
• готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие;
•
•
•
готовность к активной социально направленной деятельности,
способность инициировать, планировать и самостоятельно
выполнять такую деятельность;
интерес к различным сферам профессиональной деятельности,
умение совершать осознанный выбор будущей профессии и
реализовывать собственные жизненные планы; мотивация к
эффективному труду и постоянному профессиональному росту, к
учету общественных потребностей при предстоящем выборе сферы
деятельности;
готовность и способность к образованию и самообразованию на
протяжении жизни.
Экологического воспитания:
• сформированность экологической культуры, понимание влияния
социально-экономических процессов на состояние природной и
социальной среды, осознание глобального характера экологических
проблем;
• планирование и осуществление действий в окружающей среде на
основе знания целей устойчивого развития человечества;
• активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
• умение прогнозировать неблагоприятные экологические последствия
предпринимаемых действий, предотвращать их;
• расширение опыта деятельности экологической направленности.
Ценности научного познания:
• сформированность мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки, включая социальные науки, и общественной
практики, основанного на диалоге культур, способствующего
осознанию своего места в поликультурном мире;
• совершенствование языковой и читательской культуры как средства
взаимодействия между людьми и познания мира; языковое и речевое
развитие человека, включая понимание языка социальноэкономической и политической коммуникации;
• осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять
проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в
группе;
•
мотивация к познанию и творчеству, обучению и самообучению на
протяжении всей жизни, интерес к изучению социальных и
гуманитарных дисциплин.
В
процессе достижения
личностных
результатов
освоения
обучающимися программы среднего общего образования (на базовом
уровне) у них совершенствуется эмоциональный интеллект, предполагающий
сформированность:
включающего
способность
понимать
свое
• самосознания,
эмоциональное состояние, видеть направления развития собственной
эмоциональной сферы, быть уверенным в себе в межличностном
взаимодействии и при принятии решений;
• саморегулирования, включающего самоконтроль, умение принимать
ответственность за свое поведение, способность адаптироваться к
эмоциональным изменениям и проявлять гибкость, быть открытым
новому;
• внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели
и успеху, оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из
своих возможностей;
• готовность и способность овладевать новыми социальными
практиками, осваивать типичные социальные роли;
• эмпатии, включающей способность понимать эмоциональное
состояние других, учитывать его при осуществлении коммуникации,
способность к сочувствию и сопереживанию;
• социальных навыков, включающих способность выстраивать
отношения с другими людьми, заботиться, проявлять интерес и
разрешать конфликты.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты освоения программы среднего общего
образования по предмету «Основы правовой культуры» (базовый уровень)
должны отражать:
универсальными
учебными
познавательны
1. Овладение
мидействиями
Базовые логические действия:
• самостоятельно формулировать и актуализировать социальную
проблему, рассматривать ее всесторонне;
устанавливать существенный признак или основания для сравнения,
классификации и обобщения социальных объектов, явлений и
процессов;
• определять цели познавательной деятельности, задавать параметры и
критерии их достижения;
• выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых
социальных явлениях и процессах;
• вносить коррективы в деятельность (с учетом разных видов
деятельности), оценивать соответствие результатов целям, оценивать
риски последствий деятельности;
• координировать и выполнять работу в условиях реального,
виртуального и комбинированного взаимодействия;
• развивать креативное мышление при решении жизненных проблем, в
том числе учебно-познавательных.
Базовые исследовательские действия:
навыки
учебно-исследовательской
и
проектной
• развивать
деятельности, навыки разрешения проблем;
• проявлять способность и готовность к самостоятельному поиску
методов решения практических задач, применению различных
методов социального познания;
• осуществлять деятельность по получению нового знания, его
интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных
ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных
проектов;
научный тип мышления, применять научную
• формировать
терминологию, ключевые понятия и методы социальных наук;
• ставить и формулировать собственные задачи в образовательной
деятельности и жизненных ситуациях;
• выявлять причинно-следственные связи социальных явлений и
процессов и актуализировать познавательную задачу, выдвигать
гипотезу ее решения, находить аргументы для доказательства своих
утверждений, задавать параметры и критерии решения;
• анализировать результаты, полученные в ходе решения задачи,
критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в
новых условиях;
• давать оценку новым ситуациям, возникающим в процессе познания
социальных объектов, в социальных отношениях; оценивать
приобретенный опыт;
•
уметь переносить знания об общественных объектах, явлениях и
процессах
в
познавательную
и
практическую
области
жизнедеятельности;
• уметь интегрировать знания из разных предметных областей;
• выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и
решения;
• ставить проблемы и задачи, допускающие альтернативные решения.
Работа с информацией:
• владеть навыками получения социальной информации из источников
разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ,
систематизацию и интерпретацию информации различных видов и
форм представления;
• создавать тексты в различных форматах с учетом назначения
информации и целевой аудитории, выбирая оптимальную форму
представления и визуализации;
• оценивать достоверность, легитимность информации различных
видов и форм представления (в том числе полученной из интернетисточников), ее соответствие правовым и морально-этическим
нормам;
• использовать средства информационных и коммуникационных
технологий в решении когнитивных, коммуникативных и
организационных задач с соблюдением требований эргономики,
техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и
этических норм, норм информационной безопасности;
навыками распознавания и защиты информации,
• владеть
информационной безопасности личности.
2. Овладение универсальными коммуникативными действиями
Общение:
• осуществлять коммуникации во всех сферах жизни;
• распознавать невербальные средства общения, понимать значение
социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных
ситуаций и смягчать конфликты;
• владеть различными способами общения и взаимодействия;
аргументированно вести диалог, уметь смягчать конфликтные
ситуации;
• развернуто и логично излагать свою точку зрения с использованием
языковых средств.
Совместная деятельность:
•
понимать
и
использовать
преимущества
командной
и
индивидуальной работы;
• выбирать тематику и методы совместных действий с учетом общих
интересов и возможностей каждого члена коллектива;
• принимать цели совместной деятельности, организовывать и
координировать действия по ее достижению: составлять план
действий, распределять роли с учетом мнений участников, обсуждать
результаты совместной работы;
• оценивать качество своего вклада и вклада каждого участника
команды в общий результат по разработанным критериям;
• предлагать новые учебные исследовательские и социальные проекты,
оценивать идеи с позиции новизны, оригинальности, практической
значимости;
• осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных
ситуациях,
проявлять
творчество
и
воображение,
быть
инициативным.
3. Овладениеу ниверсальными регулятивными действиями
Самоорганизация:
осуществлять
познавательную
деятельность,
• самостоятельно
выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в
образовательной деятельности и в жизненных ситуациях;
• самостоятельно составлять план решения проблемы с учетом
имеющихся ресурсов, собственных возможностей и предпочтений;
• давать оценку новым ситуациям, возникающим в познавательной и
практической деятельности, в межличностных отношениях;
рамки учебного предмета на основе личных
• расширять
предпочтений;
• делать осознанный выбор стратегий поведения, решений при
наличии альтернатив, аргументировать сделанный выбор, брать
ответственность за принятое решение;
• оценивать приобретенный опыт;
• способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в
разных областях знаний, постоянно повышать свой образовательный
и культурный уровень.
Самоконтроль:
• давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность,
оценивать соответствие результатов целям;
•
владеть навыками познавательной рефлексии как осознания
совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и
оснований; использовать приемы рефлексии для оценки ситуации,
выбора верного решения;
• уметь оценивать риски и своевременно принимать решения по их
снижению;
• принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов
деятельности.
Принятие себя и других:
• принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства;
• принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов
деятельности;
• признавать свое право и право других на ошибки;
• развивать способность понимать мир с позиции другого человека.
•
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
10 КЛАСС
1) Владеть знаниями о социальной структуре общества, критериях
социальной стратификации; формах и факторах социальной мобильности в
современном обществе, о семье как социальном институте, возрастании роли
семейных ценностей; направлениях социальной политики в Российской
Федерации, в том числе в области поддержки семьи;
о структуре и функциях политической системы общества, направлениях
государственной политики Российской Федерации; конституционном статусе
и полномочиях органов государственной власти;
о праве как социальном регуляторе, системе права и законодательстве
Российской Федерации, системе прав, свобод и обязанностей человека и
гражданина в Российской Федерации, правах ребенка и механизмах защиты
прав в Российской Федерации; правовом регулирования гражданских,
семейных, трудовых, налоговых, образовательных, административных,
уголовных правовых отношений; экологическом законодательстве,
гражданском, административном и уголовном судопроизводстве.
2) Характеризовать российские духовно-нравственные ценности, в том
числе ценности человеческой жизни, патриотизма и служения Отечеству,
семьи, созидательного труда, норм морали и нравственности, прав и свобод
человека, гуманизма, милосердия, справедливости, коллективизма,
исторического единства народов России, преемственности истории нашей
Родины, осознания ценности культуры России и традиций народов России,
общественной стабильности и целостности государства на примерах
разделов «Социальная сфера», «Политическая сфера», «Правовое
регулирование общественных отношений в Российской Федерации».
3) Владеть умениями определять смысл, различать признаки научных
понятий и использовать понятийный аппарат при анализе и оценке
социальных явлений при изложении собственных суждений и построении
устных и письменных высказываний, включая понятия: социальные
общности, социальные группы и отношения между ними, социальная
стратификация, социальное неравенство, социальный статус, социальная
роль, социальная мобильность, семья и брак, этнические общности, нация,
социальные нормы, социальный контроль и самоконтроль, социальный
конфликт, политическая власть, политический институт, политические
отношения, политическая система, государство, национальная безопасность,
политическая культура, политическая элита, политическое лидерство,
политический процесс, право, источник права, система права, норма права,
отрасль
права,
институт
права,
правонарушение,
юридическая
ответственность, нормативный правовой акт, закон, подзаконный акт,
законодательный процесс, правовой статус, гражданство Российской
Федерации, налог;
определять различные смыслы многозначных понятий, в том числе:
власть, социальная справедливость, социальный институт;
классифицировать и типологизировать на основе предложенных
критериев используемые в социальных науках понятия и термины,
отражающие социальные явления и процессы, в том числе: социальные
общности и группы; виды социальной мобильности; типы семьи; социальные
нормы; социальные конфликты; формы социальных девиаций; виды
миграционных процессов в современном мире; формы государства;
политические партии; виды политического лидерства, избирательных и
партийных систем, политических идеологий; правовые нормы; отрасли и
институты права; источники права; нормативные правовые акты; виды
правовых отношений; правонарушения; виды юридической ответственности;
права и свободы человека и гражданина Российской Федерации;
конституционные обязанности гражданина Российской Федерации; способы
защиты гражданских прав, правоохранительные органы; организационноправовые формы юридических лиц; права и обязанности родителей и детей;
права и обязанности работников и работодателей; дисциплинарные взыскания;
налоги и сборы в Российской Федерации; права и обязанности
налогоплательщиков; виды административных правонарушений и наказаний;
экологические правонарушения; способы защиты права на благоприятную
окружающую среду; виды преступлений; виды наказаний в уголовном праве.
4) Владеть умениями устанавливать, выявлять, объяснять причинноследственные, функциональные, иерархические и другие связи при описании
социальной структуры, формы государства, политической культуры
личности и ее политического поведения, системы права, нормативноправовых актов, прав, свобод и обязанностей;
приводить примеры взаимосвязи социальной, политической и других
сфер жизни общества; права и морали; государства и права; действия
правовых регуляторов и развития общественных процессов;
характеризовать причины и последствия преобразований в социальной,
политической сферах, в правовом регулировании общественных отношений в
Российской Федерации; возрастания социальной мобильности; сохранения
социального неравенства; социальных конфликтов; отклоняющегося
(девиантного) поведения; правонарушения и юридической ответственности
за него; абсентеизма; коррупции;
характеризовать функции семьи, социальных норм, включая нормы
права; социального контроля; государства, субъектов и органов
государственной власти в Российской Федерации; политических партий;
средств массовой информации в политической жизни общества;
правоохранительных органов;
отражать связи социальных объектов и явлений с помощью различных
знаковых систем, в том числе в таблицах, схемах, диаграммах, графиках.
5) Иметь представления о методах изучения социальной, политической
сферы жизни общества, включая универсальные методы науки, а также
специальные методы социального познания, в том числе социологические
опросы, биографический, сравнительно-правовой метод, политическое
прогнозирование.
6) Применять знания, полученные при изучении разделов «Социальная
сфера», «Политическая сфера», «Правовое регулирование общественных
отношений в Российской Федерации», для анализа социальной информации о
социальном и политическом развитии российского общества, направлениях
государственной
политики
в
Российской
Федерации,
правовом
регулировании общественных процессов в Российской Федерации,
полученной из источников разного типа, включая официальные публикации
на интернет-ресурсах государственных органов, нормативные правовые
акты, государственные документы стратегического характера, публикации в
СМИ;
осуществлять поиск политической и правовой информации,
представленной в различных знаковых системах, извлекать информацию из
неадаптированных источников, вести целенаправленный поиск необходимых
сведений для восполнения недостающих звеньев, делать обоснованные
выводы, различать отдельные компоненты в информационном сообщении,
выделять факты, выводы, оценочные суждения, мнения при изучении
разделов «Социальная сфера», «Политическая сфера», «Правовое
регулирование общественных отношений в Российской Федерации».
11 КЛАСС
1) Осуществлять учебно-исследовательскую и проектную деятельность
с опорой на полученные знания о структуре общества, социальных
отношениях, политической сфере, правовом регулировании и
законодательстве Российской Федерации, представлять ее результаты в виде
завершенных проектов, презентаций, творческих работ социальной и
междисциплинарной направленности; готовить устные выступления и
письменные работы (развернутые ответы, сочинения) по изученным темам,
составлять сложный и тезисный план развернутых ответов, анализировать
неадаптированные тексты.
2) Использовать политические и правовые знания для взаимодействия с
представителями других национальностей и культур в целях успешного
выполнения типичных социальных ролей, ориентации в актуальных
общественных событиях, определения личной гражданской позиции;
осознания роли непрерывного образования; использовать средства
информационно-коммуникационных технологий в решении различных задач
при изучении разделов «Социальная сфера», «Политическая сфера»,
«Правовое регулирование общественных отношений в Российской
Федерации».
3) Формулировать на основе социальных ценностей и приобретенных
знаний о структуре общества и социальных взаимодействиях, политической
сфере и законодательстве Российской Федерации собственные суждения и
аргументы по проблемам социальной мобильности, ее форм и каналов в
современном российском обществе; миграционных процессов; тенденций
развития семьи; участия субъектов политики в политическом процессе;
опасности коррупции и необходимости борьбы с ней; соотношения прав и
свобод человека с обязанностями и правовой ответственностью;
использовать ключевые понятия, теоретические положения, в том числе
о социальной структуре российского общества; роли семьи в жизни личности
и в развитии общества; особенностях политической власти, структуре
политической системы; роли Интернета в современной политической
коммуникации; необходимости поддержания законности и правопорядка;
юридической ответственности за совершение правонарушений; механизмах
защиты прав человека; особенностях трудовых правоотношений
несовершеннолетних работников; особенностях уголовной ответственности
несовершеннолетних для объяснения явлений социальной действительности;
конкретизировать теоретические положения о конституционных
принципах национальной политики в Российской Федерации; социальных
конфликтах, включая этносоциальные, и путях их разрешения;
государственной поддержке социально незащищенных слоев общества и
мерах социальной поддержки семьи в Российской Федерации; федеративном
устройстве и политической системе Российской Федерации на современном
этапе; государственном суверенитете; избирательной системе в Российской
Федерации; государственной службе и статусе государственного служащего;
основах конституционного строя Российской Федерации; субъектах
гражданских правоотношений; юридической ответственности и ее видах;
правовом регулировании оказания образовательных услуг; порядке приема
на работу, заключения и расторжения трудового договора, в том числе
несовершеннолетних граждан; защите трудовых прав работников; порядке и
условиях заключения и расторжения брака; правах и обязанностях
налогоплательщика; принципах уголовного права, уголовного процесса,
гражданского процесса фактами социальной действительности, модельными
ситуациями, примерами из личного социального опыта.
4) Применять знание о правах и обязанностях потребителя финансовых
услуг, зафиксированных в законодательстве Российской Федерации;
находить, анализировать и использовать информацию, предоставленную
государственными органами, в том числе в цифровой среде, в целях
управления личными финансами и обеспечения личной финансовой
безопасности.
5) Оценивать социальную информацию по проблемам социальных
отношений, политической жизни общества, правового регулирования, в том
числе поступающую по каналам сетевых коммуникаций, определять степень
достоверности информации; соотносить различные оценки социального
взаимодействия,
политических
событий,
правовых
отношений,
содержащиеся в источниках информации; давать оценку действиям людей в
типичных (модельных) ситуациях с точки зрения социальных норм, в том
числе норм морали и права.
6) Самостоятельно оценивать и принимать решения, выявлять с
помощью
полученных
знаний
наиболее
эффективные
способы
противодействия коррупции; определять стратегии разрешения социальных и
межличностных конфликтов; оценивать поведение людей и собственное
поведение с точки зрения социальных норм, включая нормы морали и права,
ценностей; осознавать неприемлемость антиобщественного поведения,
опасность алкоголизма и наркомании.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 КЛАСС
Количество часов
№ п/п
Наименование разделов и тем программы
Всего
Контрольные
работы
Практические
работы
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
Раздел 1. Правовое регулирование общественных отношений в Российской Федерации
3.1
Система права. Правовые отношения.
Правонарушения
3
3.2
Конституционные права, свободы и
обязанности человека и гражданина в
Российской Федерации
5
3.3
Правовое регулирование гражданских,
семейных, трудовых правоотношений
4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41cf62
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41cf62
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41cf62
Раздел 2. Правотворчество и правореализация
2.4
Правовое регулирование уголовных правовых
отношений, экологическое законодательство
5
2.5
Правовое регулирование налоговых,
образовательных, административных
процессов
4
2.6
Повторительно-обобщающий урок по разделу
«Правовое регулирование общественных
отношений в Российской Федерации»
2
Раздел 3. Право и личность.
3.7.
Основные принципы конституционного,
арбитражногопроцессов
4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41cf62
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41cf62
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41cf62
3.8.
Основные принципы гражданского,
административного, уголовного процессов
3
Итого поразделу
32
Итоговое повторение, представление результатов проектноисследовательской деятельности
2
1
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
34
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41cf62
0
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
11 КЛАСС
Количество часов
№ п/п
Наименование разделов и тем программы
Всего
Контрольные
работы
Практические
работы
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
Раздел 1. Гражданское право
1.1
Гражданское право
2
1.2
Субъекты ГК РФ
7
1.3
Защита граждански прав
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41cf62
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41cf62
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41cf62
Раздел 2. Семейные, трудовые, административные правоотношения
2.1
Семейное право, как отрасль в
законодательстве
2
2.2
Трудовые правоотношения
5
2.3
Административные правоотношения
3
2.4
Уголовное право
3
2.5
Финансовое, налоговое право
1
Раздел 3. Экологическое и международное право
3.1
Основные принципы экологического права
1
3.2
Основные принципы международного права
3
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41cf62
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41cf62
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41cf62
Раздел 4. Процессуальное право
4.1
Гражданский и уголовный процесс
3
4.2
Конституционное судопроизводство
1
Итого по разделу
32
Итоговое повторение, представление результатов проектноисследовательской деятельности
1
1
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
33
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41cf62
0
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 КЛАСС
Количество часов
№ п/п
Тема урока
Всего
1
Происхождение права и государства
1
2
Сущность права. Сущность
государства.
1
3
Формы государства. Функции
государства
1
4
Правовое государство
1
5
Гражданское общество
1
6
Право в системе социальных
регуляторов.
1
7
Нормы права
1
8
Источники права.
1
9
Система права
1
10
Правовые системы современности
1
11
Правотворчество
1
12
Реализация и толкование права
1
Контрольные
работы
Практические
работы
Дата
изучения
Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ed5772
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84050c4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8405614
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84096d8
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8407658
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8407e0a
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8407fe0
13
Правовые отношения
1
14
Законность и правопорядок
1
15
Механизм правового регулирования
1
16
Правонарушение и юридическая
ответственность
1
17
Преступление и наказание
1
18
Органы охраны правопорядка
1
19
Права человека: понятие, сущность,
структура
1
20
Правовой статус человека и
гражданина
1
21
Юридические механизмы защиты
прав человека в РФ
1
22
Юридические гарантии защиты прав
человека в РФ
1
23
Международная защита прав
человека
1
24
Особенности социального
государства
1
25
Конституционное право РФ
1
26
Основы конституционного стря РФ.
1
27
Система органов государственной
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8408382
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84058f8
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84085e4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84091d8
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840608c
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8409354
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8409354
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84094f8
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8408fe4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84091d8
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8409354
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8409be2
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8409dae
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840b73a
Библиотека ЦОК
власти РФ
https://m.edsoo.ru/f840b8f2
Библиотека ЦОК
28
Судебная система
1
29
Система конституционных прав и
свобод в РФ
1
30
Институт гражданства.
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840bc44
31
Избирательное право
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840bc44
32
Избирательный процесс.
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840bc44
33
Итоговое повторение, представление
результатов проектноисследовательской деятельности
1
Итоговое повторение, представление
результатов проектноисследовательской деятельности
1
34
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
34
https://m.edsoo.ru/f840baa0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840bc44
1
1
0
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
11 КЛАСС
№
п/п
Количество часов
Тема урока
Всего
Контрольные
работы
Практические
работы
Дата
изучения
Электронные
цифровыео
бразовательные ресурсы
1
Гражданско-правовые отношения.
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ed5772
2
Субъекты и объекты гражданского
права
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84050c4
3
Предпринимательская деятельность и
ее регламентация
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8405614
4
Сделки в гражданском праве.
1
5
Гражданско-правовой договор
1
6
Наследование и его правовая
регламентация
1
7
Право интеллектуальной собственности
1
8
Авторское право.
1
9
Нарушение авторских прав
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84096d8
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8407658
10
Защита гражданских прав и
ответственность в гражданском праве.
11
Семейное право как отрасль права.
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8407e0a
12
Права, обязанности и ответственность
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8407fe0
членов семьи.
13
Трудовые правоотношения.
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8408382
14
Трудоустройство и занятость.
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84058f8
15
Дисциплина труда.
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84085e4
16
Защита трудовых прав работников
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84091d8
17
Правовые основы социальной защиты и
обеспечения
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840608c
18
Администативно-правовые отношения:
понятие и структура.
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8409354
19
Административно-правовой статус
гражданина.
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8409354
20
Административные правонарушения.
Административная ответственность.
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84094f8
21
Уголовный закон.
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8408fe4
22
Преступление.
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84091d8
23
Наказание. Виды
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8409354
24
Финансовое право. Налоговое право.
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8409be2
25
Экологическое право
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8409dae
26
Международное право
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840b73a
27
Международное гуманитарное право
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840b8f2
28
Международное гуманитарное право в
условиях вооруженного конфликта
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840baa0
29
Гражданский процесс.
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840bc44
30
Прохождение дела в суде.
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840baa0
31
Уголовный процесс.
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840baa0
32
Конституционное судопроизводство.
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840baa0
33
Итоговое повторение, представление
результатов проектноисследовательской деятельности
1
1
33
1
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
0
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
• Право, 10-11 классы/ Никитин А.Ф., Никитина Т.И., Акчурин Т.Ф., Общество с ограниченной ответственностью
«ДРОФА»; Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
• Обществознание, 10 класс/ Боголюбов Л.Н., Лазебниковой А.Ю., Матвеев А.И. и другие; под редакцией
Боголюбова Л.Н., Лазебниковой А.Ю., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
• Обществознание (в 2 частях), 10-11 классы/ Кудина М.В., Рыбакова М.В., Пушкарева Г.В. и другие; под
редакцией Никонова В.А., Общество с ограниченной ответственностью «Русское слово - учебник»
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
•
Актуальные вопросы теории и методики. — М., 2013. Виноградов П. Г. Очерки по истории права. — 2-е
изд. —М., 2015. Гузеев В. В. Планирование результатов образования и образовательная технология. — М.,
2000.
•
Гугнина О. В. Использование материалов Конституции РФ в преподавании обществознания // Преподавание
истории в школе. — 2014. —№ 1. Иванова Л. Ф. Проектная деятельность школьников при изучении
обществознания // Преподавание истории и обществознания в школе. — 2014. —№ 2.
•
Иоффе А. Н. Структура современного урока истории и обществознания как основа организации
деятельности учащихся // Преподавание истории в школе. — 2012. —№ 1.
•
Калуцкая Е. К. Государство как объект изучения на уроках обществознания // Преподавание истории в
школе. 2012. № 5. Калуцкая Е. К. Реализация компетентностного подхода в преподавании права //
Преподавание истории в школе. — 2010. —№ 8.
•
Калуцкая Е. К. Формирование гражданско-правовой активности молодежи при изучении политико-правовых
изменений в современной России (Опыт работы со старшеклассниками) // Основы государства и права. —
2009. —№ 2, 3.
•
Лискова Т. Е. Изучение правовых тем в курсе обществознания // Преподавание истории и обществознания в
школе. —2014. —№ 3. Лосев С. А. Разработка урока по курсу «Право». Тема урока «Административная
ответственность» / С. А. Лосев, Н. Ф. Крицкая // Преподавание истории в школе. — 2014. —№ 4.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
• Официальная Россия: сервер органов государственной власти Российской Федерации — http://www.gov.ru
• Президент России: официальный сайт — http:// www. president.kremlin.ru
• Президент России — гражданам школьного возраста — http://www.uznay-prezidenta.ru
• Государственная Дума: официальный сайт — http:// www. duma.gov.ru/
• Центральная избирательная комиссия Российской Федерации — http://www.cikrf.ru
• Общественная палата Российской Федерации — http:// www. oprf.ru
• Федеральная служба государственной статистики: базы данных, статистическая информация —
http://www.gks.ru
• Социальные и экономические права в России — http:// www. seprava.ru
•
Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации: официальный сайт —
http://ombudsman.gov.ru