За страницами учебника биологии

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
При разработке программы «За страницами учебника биологии »
теоретическую основу для определения подходов к формированию
содержания факультативного курса составили: концептуальные положения
ФГОС СОО о взаимообусловленности целей, содержания, результатов
обучения и требований к уровню подготовки выпускников, положения об
общих целях и принципах, характеризующих современное состояние системы
среднего общего образования в Российской Федерации, а также положения о
специфике биологии, её значении в познании живой природы и обеспечении
существования человеческого общества. Согласно названным положениям,
определены основные функции программы и её структура.
Программа «За страницами учебника биологии » даёт представление о
целях, об общей стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся.
Определяет предметное содержание, его структуру, распределение по
разделам и темам, рекомендуемую последовательность изучения материала с
учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики образовательного
процесса, возрастных особенностей обучающихся.
В программе «За страницами учебника биологии » также учитываются
требования к планируемым личностным, метапредметным и предметным
результатам обучения в формировании основных видов учебнопознавательной деятельности/учебных действий обучающихся по освоению
содержания биологического образования.
В программе «За страницами учебника биологии» (10–11 классы)
реализован принцип преемственности в изучении биологии, благодаря чему в
ней просматривается направленность на развитие знаний, связанных с
формированием
естественно-научного
мировоззрения,
ценностных
ориентаций личности, экологического мышления, представлений о здоровом
образе жизни и бережным отношением к окружающей природной среде.
Поэтому наряду с изучением общебиологических теорий, а также знаний о
строении живых систем разного ранга и сущности основных протекающих в
них процессов в программе по биологии уделено внимание использованию
полученных знаний в повседневной жизни для решения прикладных задач, в
том числе: профилактики наследственных заболеваний человека, медикогенетического консультирования, обоснования экологически целесообразного
поведения в окружающей природной среде, анализа влияния хозяйственной
деятельности человека на состояние природных и искусственных экосистем.
Она обеспечивает формирование у обучающихся представлений о научной
картине мира, расширяет и обобщает знания о живой природе, её
отличительных признаках – уровневой организации и эволюции, создаёт

условия для: познания законов живой природы, формирования
функциональной грамотности, навыков здорового и безопасного образа
жизни, экологического мышления, ценностного отношения к живой природе
и человеку.
Большое значение биология имеет также для решения воспитательных и
развивающих задач среднего общего образования, социализации
обучающихся. Изучение биологии обеспечивает условия для формирования
интеллектуальных, коммуникационных и информационных навыков,
эстетической культуры, способствует интеграции биологических знаний с
представлениями из других учебных предметов, в частности, физики, химии и
географии.
Отбор содержания факультативного курса «За страницами учебника
биологии » осуществлён с позиций культуросообразного подхода, в
соответствии с которым обучающиеся должны освоить знания и умения,
значимые для формирования общей культуры, определяющие адекватное
поведение человека в окружающей природной среде, востребованные в
повседневной жизни и практической деятельности. Особое место в этой
системе знаний занимают элементы содержания, которые служат основой для
формирования представлений о современной естественно-научной картине
мира и ценностных ориентациях личности, способствующих гуманизации
биологического образования.
Структурирование содержания материала в программе «За страницами
учебника биологии » осуществлено с учётом приоритетного значения знаний
об отличительных особенностях живой природы, о её уровневой организации
и эволюции.
Цель изучения факультативного курса «За страницами учебника
биологии» – овладение обучающимися знаниями о структурнофункциональной организации живых систем разного ранга и приобретение
умений использовать эти знания для грамотных действий в отношении
объектов живой природы и решения различных жизненных проблем.
Достижение цели изучения факультативного курса «За страницами
учебника биологии » обеспечивается решением следующих задач:
освоение обучающимися системы знаний о закономерностях, гипотезах,
правилах, служащих основой для формирования представлений о естественнонаучной картине мира, о методах научного познания, строении, многообразии
и особенностях живых систем разного уровня организации, выдающихся
открытиях и современных исследованиях в биологии;
формирование у обучающихся познавательных, интеллектуальных и
творческих способностей в процессе анализа данных о путях развития в

биологии научных взглядов, идей и подходов к изучению живых систем
разного уровня организации;
становление у обучающихся общей культуры, функциональной
грамотности, развитие умений объяснять и оценивать явления окружающего
мира живой природы на основании знаний и опыта, полученных при изучении
биологии;
формирование у обучающихся умений иллюстрировать значение
биологических знаний в практической деятельности человека, развитии
современных медицинских технологий и агробиотехнологий;
воспитание убеждённости в возможности познания человеком живой
природы, необходимости бережного отношения к ней, соблюдения этических
норм при проведении биологических исследований;
осознание ценности биологических знаний для повышения уровня
экологической культуры, для формирования научного мировоззрения;
применение приобретённых знаний и умений в повседневной жизни для
оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде,
собственному здоровью, обоснование и соблюдение мер профилактики
заболеваний.
Для изучения факультативного курса
«За страницами учебника биологии » отводится : в 10 классе – 34 часа
(1 час в неделю), в 11 классе – 66 часа (2 час в неделю).

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
10 КЛАСС
Тема 1. Биология как наука. Методы научного познания.
Биология как наука. Связь биологии с общественными, техническими и
другими естественными науками, философией, этикой, эстетикой и правом.
Роль биологии в формировании современной научной картины мира. Система
биологических наук.
Методы познания живой природы (наблюдение, эксперимент, описание,
измерение, классификация, моделирование, статистическая обработка
данных).
Демонстрации:
Портреты: Ч. Дарвин, Г. Мендель, Н. К. Кольцов, Дж. Уотсон и Ф. Крик.
Таблицы и схемы: «Методы познания живой природы».
Практическая работа № 1. «Использование различных методов при
изучении биологических объектов».
Тема 2. Клетка.
Химический состав клетки. Химические элементы: макроэлементы,
микроэлементы. Вода и минеральные вещества.
Функции воды и минеральных веществ в клетке. Поддержание
осмотического баланса.
Белки. Состав и строение белков. Аминокислоты – мономеры белков.
Незаменимые и заменимые аминокислоты. Аминокислотный состав. Уровни
структуры белковой молекулы (первичная, вторичная, третичная и
четвертичная структура). Химические свойства белков. Биологические
функции белков.
Ферменты – биологические катализаторы. Строение фермента: активный
центр, субстратная специфичность. Коферменты. Витамины. Отличия
ферментов от неорганических катализаторов.
Цитология – наука о клетке. Клеточная теория – пример взаимодействия
идей и фактов в научном познании. Методы изучения клетки.
Клетка как целостная живая система. Общие признаки клеток: замкнутая
наружная мембрана, молекулы ДНК как генетический аппарат, система
синтеза белка.
Типы клеток: эукариотическая и прокариотическая. Особенности
строения прокариотической клетки. Клеточная стенка бактерий. Строение

эукариотической клетки. Основные отличия растительной, животной и
грибной клетки.
Поверхностные структуры клеток – клеточная стенка, гликокаликс, их
функции. Плазматическая мембрана, её свойства и функции. Цитоплазма и её
органоиды. Одномембранные органоиды клетки: ЭПС, аппарат Гольджи,
лизосомы. Полуавтономные органоиды клетки: митохондрии, пластиды.
Происхождение митохондрий и пластид. Виды пластид. Немембранные
органоиды клетки: рибосомы, клеточный центр, центриоли, реснички,
жгутики. Функции органоидов клетки. Включения.
Ядро – регуляторный центр клетки. Строение ядра: ядерная оболочка,
кариоплазма, хроматин, ядрышко. Хромосомы.
Транспорт веществ в клетке.
Демонстрации:
Портреты: А. Левенгук, Р. Гук, Т. Шванн, М. Шлейден, Р. Вирхов, Дж.
Уотсон, Ф. Крик, М. Уилкинс, Р. Франклин, К. М. Бэр.
Диаграммы: «Распределение химических элементов в неживой природе»,
«Распределение химических элементов в живой природе».
Таблицы и схемы: «Периодическая таблица химических элементов»,
«Строение молекулы воды», «Биосинтез белка», «Строение молекулы белка»,
«Строение фермента», «Нуклеиновые кислоты. ДНК», «Строение молекулы
АТФ», «Строение эукариотической клетки», «Строение животной клетки»,
«Строение растительной клетки», «Строение прокариотической клетки»,
«Строение ядра клетки», «Углеводы», «Липиды».
Оборудование: световой микроскоп, оборудование для проведения
наблюдений, измерений, экспериментов, микропрепараты растительных,
животных и бактериальных клеток.
Практическая работа № 2. «Изучение каталитической активности
ферментов (на примере амилазы или каталазы)».
Практическая работа
№ 3,4«Изучение строения клеток растений,
животных и бактерий под микроскопом на готовых микропрепаратах и их
описание»
Тема 3. Организм
Формы размножения организмов: бесполое и половое. Виды бесполого
размножения: деление надвое, почкование одно- и многоклеточных,
спорообразование, вегетативное размножение. Искусственное клонирование
организмов, его значение для селекции.

Гаметогенез – процесс образования половых клеток у животных.
Половые железы: семенники и яичники. Образование и развитие половых
клеток – гамет (сперматозоид, яйцеклетка) – сперматогенез и овогенез.
Особенности строения яйцеклеток и сперматозоидов. Оплодотворение.
Партеногенез.
Индивидуальное развитие (онтогенез). Эмбриональное развитие
(эмбриогенез). Этапы эмбрионального развития у позвоночных животных:
дробление, гаструляция, органогенез. Постэмбриональное развитие. Типы
постэмбрионального развития: прямое, непрямое (личиночное). Влияние
среды на развитие организмов, факторы, способные вызывать врождённые
уродства.
Рост и развитие растений. Онтогенез цветкового растения: строение
семени, стадии развития.
Демонстрации:
Таблицы и схемы: «Формы размножения организмов», «Двойное
оплодотворение у цветковых растений», «Вегетативное размножение
растений», «Деление клетки бактерий», «Строение половых клеток»,
«Строение хромосомы», «Клеточный цикл», «Репликация ДНК», «Митоз»,
«Мейоз», «Прямое и непрямое развитие», «Гаметогенез у млекопитающих и
человека», «Основные стадии онтогенеза».
Оборудование:
микроскоп,
микропрепараты
«Сперматозоиды
млекопитающего», «Яйцеклетка млекопитающего», «Кариокинез в клетках
корешка лука», магнитная модель-аппликация «Деление клетки», модель
ДНК, модель метафазной хромосомы.
Тема 4.Основы генетики.
Предмет и задачи генетики. История развития генетики. Роль цитологии
и эмбриологии в становлении генетики. Вклад российских и зарубежных
учёных в развитие генетики. Методы генетики (гибридологический,
цитогенетический, молекулярно-генетический). Основные генетические
понятия. Генетическая символика, используемая в схемах скрещиваний.
Закономерности наследования признаков, установленные Г. Менделем.
Моногибридное скрещивание. Закон единообразия гибридов первого
поколения. Правило доминирования. Закон расщепления признаков. Гипотеза
чистоты гамет. Полное и неполное доминирование.
Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования
признаков. Цитогенетические основы дигибридного скрещивания.
Анализирующее скрещивание. Использование анализирующего скрещивания
для определения генотипа особи.

Сцепленное наследование признаков. Работа Т. Моргана по сцепленному
наследованию генов. Нарушение сцепления генов в результате кроссинговера.
Хромосомная теория наследственности. Генетические карты.
Генетика пола. Хромосомное определение пола. Аутосомы и половые
хромосомы. Гомогаметные и гетерогаметные организмы. Наследование
признаков, сцепленных с полом.
Изменчивость. Виды изменчивости: ненаследственная и наследственная.
Роль среды в ненаследственной изменчивости. Характеристика
модификационной изменчивости. Вариационный ряд и вариационная кривая.
Норма реакции признака. Количественные и качественные признаки и их
норма реакции. Свойства модификационной изменчивости.
Наследственная, или генотипическая, изменчивость. Комбинативная
изменчивость. Мейоз и половой процесс – основа комбинативной
изменчивости. Мутационная изменчивость. Классификация мутаций: генные,
хромосомные, геномные. Частота и причины мутаций. Мутагенные факторы.
Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости Н. И. Вавилова.
Внеядерная наследственность и изменчивость.
Практическая работа №5 «Решение генетических задач на
моногибридное скрещивание»
Практическая работа № 6 «Решение генетических задач на дигибридное
скрещивание»
Тема 5. Генетика человека.
Кариотип
человека.
Основные
методы
генетики
человека:
генеалогический,
близнецовый,
цитогенетический,
биохимический,
молекулярно-генетический.
Современное
определение
генотипа:
полногеномное секвенирование, генотипирование, в том числе с помощью
ПЦР-анализа. Наследственные заболевания человека: генные болезни,
болезни с наследственной предрасположенностью, хромосомные болезни.
Соматические и генеративные мутации. Стволовые клетки. Принципы
здорового образа жизни, диагностики, профилактики и лечения генетических
болезней. Медико-генетическое консультирование. Значение медицинской
генетики в предотвращении и лечении генетических заболеваний человека.
Практическая работа № 7. «Составление и анализ родословных
человека».
Демонстрации:
Портреты: Г. Мендель, Т. Морган, Г. де Фриз, С. С. Четвериков, Н. В.
Тимофеев-Ресовский, Н. И. Вавилов.

Таблицы и схемы: «Моногибридное скрещивание и его цитогенетическая
основа», «Закон расщепления и его цитогенетическая основа», «Закон чистоты
гамет», «Дигибридное скрещивание», «Цитологические основы дигибридного
скрещивания», «Мейоз», «Взаимодействие аллельных генов», «Генетические
карты растений, животных и человека», «Генетика пола», «Закономерности
наследования, сцепленного с полом», «Кариотипы человека и животных»,
«Виды изменчивости», «Модификационная изменчивость», «Наследование
резус-фактора», «Генетика групп крови», «Мутационная изменчивость».
Оборудование: модели-аппликации «Моногибридное скрещивание»,
«Неполное доминирование», «Дигибридное скрещивание», «Перекрёст
хромосом», микроскоп и микропрепарат «Дрозофила» (норма, мутации формы
крыльев и окраски тела), гербарий «Горох посевной
11 КЛАСС
Тема 1 Популяционно видовой уровень.
Эволюционная теория Ч. Дарвина. Предпосылки возникновения
дарвинизма. Движущие силы эволюции видов по Дарвину (избыточное
размножение при ограниченности ресурсов, неопределённая изменчивость,
борьба за существование, естественный отбор).
Синтетическая теория эволюции (СТЭ) и её основные положения.
Микроэволюция. Популяция как единица вида и эволюции.
Движущие силы (факторы) эволюции видов в природе. Мутационный
процесс и комбинативная изменчивость. Популяционные волны и дрейф
генов. Изоляция и миграция.
Естественный отбор – направляющий фактор эволюции. Формы
естественного отбора.
Приспособленность организмов как результат эволюции. Примеры
приспособлений у организмов. Ароморфозы и идиоадаптации.
Вид и видообразование. Критерии вида. Основные формы
видообразования: географическое, экологическое.
Макроэволюция. Формы эволюции: филетическая, дивергентная,
конвергентная, параллельная. Необратимость эволюции.
Происхождение от неспециализированных предков. Прогрессирующая
специализация. Адаптивная радиация.
Демонстрации:
Портреты: К. Линней, Ж. Б. Ламарк, Ч. Дарвин, В. О. Ковалевский, К. М.
Бэр, Э. Геккель, Ф. Мюллер, А. Н. Северцов.
Таблицы и схемы: «Развитие органического мира на Земле», «Зародыши
позвоночных
животных»,
«Археоптерикс»,
«Формы
борьбы
за

существование», «Естественный отбор», «Многообразие сортов растений»,
«Многообразие
пород
животных»,
«Популяции»,
«Мутационная
изменчивость», «Ароморфозы», «Идиоадаптации», «Общая дегенерация»,
«Движущие силы эволюции», «Карта-схема маршрута путешествия Ч.
Дарвина», «Борьба за существование», «Приспособленность организмов»,
«Географическое видообразование», «Экологическое видообразование».
Оборудование: коллекция насекомых с различными типами окраски,
набор плодов и семян, коллекция «Примеры защитных приспособлений у
животных», модель «Основные направления эволюции», объёмная модель
«Строение головного мозга позвоночных».
Биогеографическая карта мира, коллекция «Формы сохранности
ископаемых животных и растений», модель аппликация «Перекрёст
хромосом», влажные препараты «Развитие насекомого», «Развитие лягушки»,
микропрепарат «Дрозофила» (норма, мутации формы крыльев и окраски тела).
№ Практическая работа № 1
«Описание приспособленности организма и её относительного
характера».
Тема 2 Экосистемный уровень.
Экология как наука. Задачи и разделы экологии. Методы экологических
исследований. Экологическое мировоззрение современного человека.
Среды обитания организмов: водная, наземно-воздушная, почвенная,
внутриорганизменная.
Экологические факторы. Классификация экологических факторов:
абиотические, биотические и антропогенные. Действие экологических
факторов на организмы.
Абиотические факторы: свет, температура, влажность. Фотопериодизм.
Приспособления организмов к действию абиотических факторов.
Биологические ритмы.
Биотические факторы. Виды биотических взаимодействий: конкуренция,
хищничество, симбиоз и его формы. Паразитизм, кооперация, мутуализм,
комменсализм (квартиранство, нахлебничество). Аменсализм, нейтрализм.
Значение биотических взаимодействий для существования организмов в
природных сообществах.
Экологические характеристики популяции. Основные показатели
популяции: численность, плотность, рождаемость, смертность, прирост,
миграция. Динамика численности популяции и её регуляция.
Демонстрации:
Портреты: А. Гумбольдт, К. Ф. Рулье, Э. Геккель.

Таблицы и схемы: карта «Природные зоны Земли», «Среды обитания
организмов», «Фотопериодизм», «Популяции», «Закономерности роста
численности популяции инфузории-туфельки», «Пищевые цепи».
Практическая работа № 2. «Морфологические особенности животных из
разных мест обитания».
Практическая работа № 3. «Влияние температуры на рост и развитие
черенков традесканции».
Практическая работа № 4. «Подсчёт плотности популяций разных видов
».
Тема 4. Биосферный уровень.
Сообщество организмов – биоценоз. Структуры биоценоза: видовая,
пространственная, трофическая (пищевая). Виды-доминанты. Связи в
биоценозе.
Экологические системы (экосистемы). Понятие об экосистеме и
биогеоценозе. Функциональные компоненты экосистемы: продуценты,
консументы, редуценты. Круговорот веществ и поток энергии в экосистеме.
Трофические (пищевые) уровни экосистемы. Пищевые цепи и сети. Основные
показатели экосистемы: биомасса, продукция. Экологические пирамиды:
продукции, численности, биомассы. Свойства экосистем: устойчивость,
саморегуляция, развитие. Сукцессия.
Природные экосистемы. Экосистемы озёр и рек. Экосистема хвойного
или широколиственного леса.
Антропогенные экосистемы. Агроэкосистемы. Урбоэкосистемы.
Биологическое и хозяйственное значение агроэкосистем и урбоэкосистем.
Биоразнообразие как фактор устойчивости экосистем. Сохранение
биологического разнообразия на Земле.
Учение В. И. Вернадского о биосфере. Границы, состав и структура
биосферы. Живое вещество и его функции. Особенности биосферы как
глобальной экосистемы. Динамическое равновесие и обратная связь в
биосфере.
Круговороты веществ и биогеохимические циклы элементов (углерода,
азота). Зональность биосферы. Основные биомы суши.
Человечество в биосфере Земли. Антропогенные изменения в биосфере.
Глобальные экологические проблемы.
Сосуществование природы и человечества. Сохранение биоразнообразия
как основа устойчивости биосферы. Основа рационального управления
природными ресурсами и их использование. Достижения биологии и охрана
природы.
Демонстрации:

Портреты: А. Дж. Тенсли, В. Н. Сукачёв, В. И. Вернадский.
Таблицы и схемы: «Пищевые цепи», «Биоценоз: состав и структура»,
«Природные сообщества», «Цепи питания», «Экологическая пирамида»,
«Биосфера и человек», «Экосистема широколиственного леса», «Экосистема
хвойного леса», «Биоценоз водоёма», «Агроценоз», «Примерные
антропогенные воздействия на природу», «Важнейшие источники загрязнения
воздуха и грунтовых вод», «Почва – важнейшая составляющая биосферы»,
«Факторы деградации почв», «Парниковый эффект», «Факторы
радиоактивного загрязнения биосферы», «Общая структура биосферы»,
«Распространение жизни в биосфере», «Озоновый экран биосферы»,
«Круговорот углерода в биосфере», «Круговорот азота в природе».
Оборудование: модель-аппликация «Типичные биоценозы», гербарий
«Растительные сообщества», коллекции «Биоценоз», «Вредители важнейших
сельскохозяйственных культур», гербарии и коллекции растений и животных,
принадлежащие к разным экологическим группам одного вида, Красная книга
Российской Федерации, изображения охраняемых видов растений и
животных.
Практическая работа № 5 «Построение пищевых цепей
10 класс

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Темы (разделы)
1. Биология как наука. Методы научного
познания
2. Клетка
3. Организм
4. Основы генетики
5. Генетика человека
Итого:
11 класс

Темы (разделы)

Кол-во часов
1
15
5
8
5
34
Кол-во часов

1. Популяционно-видовой уровень

15

2. Экосистемный уровень

30

3. Биосферный уровень

21

Итого:

66

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ « ЗА СТРАНИЦАМИ УЧЕБНИКА БИОЛОГИИ»
Согласно ФГОС СОО, устанавливаются требования к результатам освоения обучающимися программ среднего
общего образования: личностным, метапредметным и предметным.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В структуре личностных результатов освоения факультативного курса «За страницами учебника биологии»
выделены следующие составляющие: осознание обучающимися российской гражданской идентичности –
готовности к саморазвитию, самостоятельности и самоопределению, наличие мотивации к обучению биологии,
целенаправленное развитие внутренних убеждений личности на основе ключевых ценностей и исторических
традиций развития биологического знания, готовность и способность обучающихся руководствоваться в своей
деятельности ценностно-смысловыми установками, присущими системе биологического образования, наличие
экологического правосознания, способности ставить цели и строить жизненные планы.
Личностные результаты освоения достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в
соответствии с традиционными российскими социокультурными, историческими и духовно-нравственными
ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания,
самовоспитания и саморазвития, развития внутренней позиции личности, патриотизма, уважения к закону и
правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному
наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде.
Личностные результаты освоения должны отражать готовность и способность обучающихся
руководствоваться сформированной внутренней позицией личности, системой ценностных ориентаций,
позитивных внутренних убеждений, соответствующих традиционным ценностям российского общества,
расширение жизненного опыта и опыта деятельности в процессе реализации основных направлений воспитательной
деятельности, в том числе в части:
1) гражданского воспитания:

сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и ответственного члена российского
общества;
осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и правопорядка;
готовность к совместной творческой деятельности при создании учебных проектов, решении учебных и
познавательных задач, выполнении биологических экспериментов;
способность определять собственную позицию по отношению к явлениям современной жизни и объяснять её;
умение учитывать в своих действиях необходимость конструктивного взаимодействия людей с разными
убеждениями, культурными ценностями и социальным положением;
готовность к сотрудничеству в процессе совместного выполнения учебных, познавательных и
исследовательских задач, уважительного отношения к мнению оппонентов при обсуждении спорных вопросов
биологического содержания;
готовность к гуманитарной и волонтёрской деятельности;
2) патриотического воспитания:
сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства
ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, свой язык и культуру, прошлое и настоящее
многонационального народа России;
ценностное отношение к природному наследию и памятникам природы, достижениям России в науке,
искусстве, спорте, технологиях, труде;
способность оценивать вклад российских учёных в становление и развитие биологии, понимания значения
биологии в познании законов природы, в жизни человека и современного общества;
идейная убеждённость, готовность к служению и защите Отечества, ответственность за его судьбу;
3) духовно-нравственного воспитания:
осознание духовных ценностей российского народа;
сформированность нравственного сознания, этического поведения;
способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, ориентируясь на морально-нравственные
нормы и ценности;
осознание личного вклада в построение устойчивого будущего;

ответственное отношение к своим родителям, созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей
семейной жизни в соответствии с традициями народов России;
4) эстетического воспитания:
эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, труда,
общественных отношений;
понимание эмоционального воздействия живой природы и её ценности;
готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление проявлять качества творческой личности;
5) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
понимание и реализация здорового и безопасного образа жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических
правил и норм, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность), бережного,
ответственного и компетентного отношения к собственному физическому и психическому здоровью;
понимание ценности правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в ситуациях,
угрожающих здоровью и жизни людей;
осознание последствий и неприятия вредных привычек (употребления алкоголя, наркотиков, курения);
6) трудового воспитания:
готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие;
готовность к активной деятельности технологической и социальной направленности, способность
инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такую деятельность;
интерес к различным сферам профессиональной деятельности, умение совершать осознанный выбор будущей
профессии и реализовывать собственные жизненные планы;
готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей жизни;
7) экологического воспитания:
экологически целесообразное отношение к природе как источнику жизни на Земле, основе её существования;
повышение уровня экологической культуры: приобретение опыта планирования поступков и оценки их
возможных последствий для окружающей среды;
осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения;

способность использовать приобретаемые при изучении биологии знания и умения при решении проблем,
связанных с рациональным природопользованием (соблюдение правил поведения в природе, направленных на
сохранение равновесия в экосистемах, охрану видов, экосистем, биосферы);
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей природной среде, умение прогнозировать
неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых действий и предотвращать их;
наличие развитого экологического мышления, экологической культуры, опыта деятельности экологической
направленности, умения руководствоваться ими в познавательной, коммуникативной и социальной практике,
готовности к участию в практической деятельности экологической направленности;
8) ценности научного познания:
сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной
практики, основанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире;
совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и
познания мира;
понимание специфики биологии как науки, осознания её роли в формировании рационального научного
мышления, создании целостного представления об окружающем мире как о единстве природы, человека и общества,
в познании природных закономерностей и решении проблем сохранения природного равновесия;
убеждённость в значимости биологии для современной цивилизации: обеспечения нового уровня развития
медицины, создание перспективных биотехнологий, способных решать ресурсные проблемы развития
человечества, поиска путей выхода из глобальных экологических проблем и обеспечения перехода к устойчивому
развитию, рациональному использованию природных ресурсов и формированию новых стандартов жизни;
заинтересованность в получении биологических знаний в целях повышения общей культуры, естественнонаучной грамотности, как составной части функциональной грамотности обучающихся, формируемой при
изучении биологии;
понимание сущности методов познания, используемых в естественных науках, способности использовать
получаемые знания для анализа и объяснения явлений окружающего мира и происходящих в нём изменений, умение
делать обоснованные заключения на основе научных фактов и имеющихся данных с целью получения достоверных
выводов;

способность самостоятельно использовать биологические знания для решения проблем в реальных жизненных
ситуациях;
осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и исследовательскую
деятельность индивидуально и в группе;
готовность и способность к непрерывному образованию и самообразованию, к активному получению новых
знаний по биологии в соответствии с жизненными потребностями.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты освоения факультативного курса «Застраницами учебника биологии» включают:
значимые для формирования мировоззрения обучающихся междисциплинарные (межпредметные) общенаучные
понятия, отражающие целостность научной картины мира и специфику методов познания, используемых в
естественных науках (вещество, энергия, явление, процесс, система, научный факт, принцип, гипотеза,
закономерность, закон, теория, исследование, наблюдение, измерение, эксперимент и других), универсальные
учебные действия (познавательные, коммуникативные, регулятивные), обеспечивающие формирование
функциональной грамотности и социальной компетенции обучающихся, способность обучающихся использовать
освоенные междисциплинарные, мировоззренческие знания и универсальные учебные действия в познавательной
и социальной практике.
Метапредметные результаты освоения программы среднего общего образования должны отражать:
Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
1) базовые логические действия:
самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать её всесторонне;
использовать при освоении знаний приёмы логического мышления (анализа, синтеза, сравнения,
классификации, обобщения), раскрывать смысл биологических понятий (выделять их характерные признаки,
устанавливать связи с другими понятиями);
определять цели деятельности, задавая параметры и критерии их достижения, соотносить результаты
деятельности с поставленными целями;

использовать биологические понятия для объяснения фактов и явлений живой природы;
строить логические рассуждения (индуктивные, дедуктивные, по аналогии), выявлять закономерности и
противоречия в рассматриваемых явлениях, формулировать выводы и заключения;
применять схемно-модельные средства для представления существенных связей и отношений в изучаемых
биологических объектах, а также противоречий разного рода, выявленных в различных информационных
источниках;
разрабатывать план решения проблемы с учётом анализа имеющихся материальных и нематериальных
ресурсов;
вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям, оценивать риски последствий
деятельности;
координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;
развивать креативное мышление при решении жизненных проблем.
2) базовые исследовательские действия:
владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем,
способностью и готовностью к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению
различных методов познания;
использовать различные виды деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию
и применению в учебных ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных проектов;
формировать научный тип мышления, владеть научной терминологией, ключевыми понятиями и методами;
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу её решения, находить
аргументы для доказательства своих утверждений, задавать параметры и критерии решения;
анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их достоверность,
прогнозировать изменение в новых условиях;
давать оценку новым ситуациям, оценивать приобретённый опыт;
осуществлять целенаправленный поиск переноса средств и способов действия в профессиональную среду;
уметь переносить знания в познавательную и практическую области жизнедеятельности;

уметь интегрировать знания из разных предметных областей;
выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения, ставить проблемы и задачи,
допускающие альтернативные решения.
3) работа с информацией:
ориентироваться в различных источниках информации (тексте учебного пособия, научно-популярной
литературе, биологических словарях и справочниках, компьютерных базах данных, в Интернете), анализировать
информацию различных видов и форм представления, критически оценивать её достоверность и
непротиворечивость;
формулировать запросы и применять различные методы при поиске и отборе биологической информации,
необходимой для выполнения учебных задач;
приобретать опыт использования информационно-коммуникативных технологий, совершенствовать культуру
активного использования различных поисковых систем;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления биологической информации (схемы, графики,
диаграммы, таблицы, рисунки и другое);
использовать научный язык в качестве средства при работе с биологической информацией: применять
химические, физические и математические знаки и символы, формулы, аббревиатуру, номенклатуру, использовать
и преобразовывать знаково-символические средства наглядности;
владеть навыками распознавания и защиты информации, информационной безопасности личности.
Овладение универсальными коммуникативными действиями:
1) общение:
осуществлять коммуникации во всех сферах жизни, активно участвовать в диалоге или дискуссии по существу
обсуждаемой темы (умение задавать вопросы, высказывать суждения относительно выполнения предлагаемой
задачи, учитывать интересы и согласованность позиций других участников диалога или дискуссии);
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, предпосылок
возникновения конфликтных ситуаций, уметь смягчать конфликты и вести переговоры;
владеть различными способами общения и взаимодействия, понимать намерения других людей, проявлять
уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;

развёрнуто и логично излагать свою точку зрения с использованием языковых средств.
2) совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении биологической
проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении учебной
задачи;
выбирать тематику и методы совместных действий с учётом общих интересов и возможностей каждого члена
коллектива;
принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по её достижению:
составлять план действий, распределять роли с учётом мнений участников, обсуждать результаты совместной
работы;
оценивать качество своего вклада и каждого участника команды в общий результат по разработанным
критериям;
предлагать новые проекты, оценивать идеи с позиции новизны, оригинальности, практической значимости;
осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях, проявлять творчество и
воображение, быть инициативным.
Овладение универсальными регулятивными действиями:
1) самоорганизация:
использовать биологические знания для выявления проблем и их решения в жизненных и учебных ситуациях;
выбирать на основе биологических знаний целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по
отношению к живой природе, своему здоровью и здоровью окружающих;
самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и формулировать
собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
самостоятельно составлять план решения проблемы с учётом имеющихся ресурсов, собственных
возможностей и предпочтений;
давать оценку новым ситуациям;
расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений;
делать осознанный выбор, аргументировать его, брать ответственность за решение;

оценивать приобретённый опыт;
способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях знаний, постоянно
повышать свой образовательный и культурный уровень.
2) самоконтроль:
давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов
целям;
владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных
процессов, их результатов и оснований, использовать приёмы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного
решения;
уметь оценивать риски и своевременно принимать решения по их снижению;
принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов деятельности;
3) принятие себя и других:
принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства;
принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов деятельности;
признавать своё право и право других на ошибки;
развивать способность понимать мир с позиции другого человека.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты освоения программы СОО по биологии на базовом уровне включают специфические
для учебного предмета «Биология» научные знания, умения и способы действий по освоению, интерпретации и
преобразованию знаний, виды деятельности по получению нового знания и применению знаний в различных
учебных ситуациях, а также в реальных жизненных ситуациях, связанных с биологией. В программе предметные
результаты представлены по годам обучения.
Результаты освоения факультативного курса « За страницами учебника биологии» в 10 классе должны
отражать:

сформированность знаний о месте и роли биологии в системе научного знания естественных наук, в
формировании современной естественно-научной картины мира и научного мировоззрения, о вкладе российских и
зарубежных учёных-биологов в развитие биологии, функциональной грамотности человека для решения жизненных
задач;
умение раскрывать содержание биологических терминов и понятий: жизнь, клетка, организм, метаболизм
(обмен веществ и превращение энергии), гомеостаз (саморегуляция), уровневая организация живых систем,
самовоспроизведение (репродукция), наследственность, изменчивость, рост и развитие;
умение излагать биологические теории (клеточная, хромосомная, мутационная, центральная догма
молекулярной биологии), законы (Г. Менделя, Т. Моргана, Н. И. Вавилова) и учения (о центрах многообразия и
происхождения культурных растений Н. И. Вавилова), определять границы их применимости к живым системам;
умение владеть методами научного познания в биологии: наблюдение и описание живых систем, процессов и
явлений, организация и проведение биологического эксперимента, выдвижение гипотезы, выявление зависимости
между исследуемыми величинами, объяснение полученных результатов, использованных научных понятий, теорий
и законов, умение делать выводы на основании полученных результатов;
умение выделять существенные признаки вирусов, клеток прокариот и эукариот, одноклеточных и
многоклеточных организмов, особенности процессов: обмена веществ и превращения энергии в клетке,
фотосинтеза, пластического и энергетического обмена, хемосинтеза, митоза, мейоза, оплодотворения, размножения,
индивидуального развития организма (онтогенез);
умение применять полученные знания для объяснения биологических процессов и явлений, для принятия
практических решений в повседневной жизни с целью обеспечения безопасности своего здоровья и здоровья
окружающих людей, соблюдения норм грамотного поведения в окружающей природной среде, понимание
необходимости использования достижений современной биологии и биотехнологий для рационального
природопользования;
умение решать элементарные генетические задачи на моно- и дигибридное скрещивание, сцепленное
наследование, составлять схемы моногибридного скрещивания для предсказания наследования признаков у
организмов;

умение выполнять лабораторные и практические работы, соблюдать правила при работе с учебным и
лабораторным оборудованием;
умение критически оценивать и интерпретировать информацию биологического содержания, включающую
псевдонаучные знания из различных источников (средства массовой информации, научно-популярные материалы),
этические аспекты современных исследований в биологии, медицине, биотехнологии;
умение создавать собственные письменные и устные сообщения, обобщая биологическую информацию из
нескольких источников, грамотно использовать понятийный аппарат биологии.
Результаты освоения освоения факультативного курса « За страницами учебника биологии» в 11 классе должны
отражать:
сформированность знаний о месте и роли биологии в системе научного знания естественных наук, в
формировании современной естественно-научной картины мира и научного мировоззрения, о вкладе российских и
зарубежных учёных-биологов в развитие биологии, функциональной грамотности человека для решения жизненных
задач;
умение раскрывать содержание биологических терминов и понятий: вид, популяция, генофонд, эволюция,
движущие силы (факторы) эволюции, приспособленность организмов, видообразование, экологические факторы,
экосистема, продуценты, консументы, редуценты, цепи питания, экологическая пирамида, биогеоценоз, биосфера;
умение излагать биологические теории (эволюционная теория Ч. Дарвина, синтетическая теория эволюции),
законы и закономерности (зародышевого сходства К. М. Бэра, чередования главных направлений и путей эволюции
А. Н. Северцова, учения о биосфере В. И. Вернадского), определять границы их применимости к живым системам;
умение владеть методами научного познания в биологии: наблюдение и описание живых систем, процессов и
явлений, организация и проведение биологического эксперимента, выдвижение гипотезы, выявление зависимости
между исследуемыми величинами, объяснение полученных результатов, использованных научных понятий, теорий
и законов, умение делать выводы на основании полученных результатов;
умение выделять существенные признаки строения биологических объектов: видов, популяций, продуцентов,
консументов, редуцентов, биогеоценозов и экосистем, особенности процессов: наследственной изменчивости,
естественного отбора, видообразования, приспособленности организмов, действия экологических факторов на

организмы, переноса веществ и потока энергии в экосистемах, антропогенных изменений в экосистемах своей
местности, круговорота веществ и биогеохимических циклов в биосфере;
умение применять полученные знания для объяснения биологических процессов и явлений, для принятия
практических решений в повседневной жизни с целью обеспечения безопасности своего здоровья и здоровья
окружающих людей, соблюдения норм грамотного поведения в окружающей природной среде, понимание
необходимости использования достижений современной биологии для рационального природопользования;
умение решать элементарные биологические задачи, составлять схемы переноса веществ и энергии в
экосистемах (цепи питания);
умение выполнять лабораторные и практические работы, соблюдать правила при работе с учебным и
лабораторным оборудованием;
умение критически оценивать и интерпретировать информацию биологического содержания, включающую
псевдонаучные знания из различных источников (средства массовой информации, научно-популярные материалы),
рассматривать глобальные экологические проблемы современности, формировать по отношению к ним
собственную позицию;
умение создавать собственные письменные и устные сообщения, обобщая биологическую информацию из
нескольких источников, грамотно использовать понятийный аппарат биологии.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. Биология. Факультатив «За страницами учебника биологии» 10 класс.
№
п/п

1

Количество часов
Тема урока

Биология как наука. Методы
научного познания – 1 час.
Краткая история развития
биологии.

Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

1

1

2

Клетка – 15 часов
Клетка – структурная и
функциональная единица
организма. Развитие цитологии.
Современные методы изучения
клетки. Клеточная теория в свете
современных данных о строении
и функциях клетки. Теория
симбиогенеза.

1

1

3

Особенности химического
состава клетки. Молекулярные
основы жизни Макроэлементы и
микроэлементы

1

Дата
изучения

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/863e6122
https://m.edsoo.ru/863e632a

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/863e6122

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/863e6564

4

5

6

7

8

9

Химическая организация клетки
Особенности химической
организации клетки.
Гидрофильность и
гидрофобность
Основные части и органоиды
клетки. Строение и функции
биологических мембран Ядро.
Строение и функции хромосом.
Мембранные и немембранные
органоиды: Особенности
строения клетки. Цитоплазма.
Клеточный центр. Рибосомы.
Мембранные и немембранные
органоиды: Особенности
строения клетки.
Эндоплазматическая сеть.
Комплекс Гольджи. Лизосомы.
Отличительные особенности
клеток эукариот.

Библиотека ЦОК

1

https://m.edsoo.ru/863e674e

Библиотека ЦОК

1

1

https://m.edsoo.ru/863e6b72

1

https://m.edsoo.ru/863e6b72

Библиотека ЦОК

1

https://m.edsoo.ru/863e6870

Библиотека ЦОК

1

1

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/863e6d5c

1

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/863e6e88

10

Основные отличительные
особенности клеток прокариот

1

11

Неклеточные формы жизни.
Вирусы и бактериофаги. Аэробы.
Анаэробы.

1

12

Клеточный метаболизм.

1

13

Ферментативный характер
реакций обмена веществ

1

14

Автотрофы и гетеротрофы.

1

15

Хемосинтез

1

16

Повторение по теме: «Клетка».
Отработка заданий ЕГЭ

1

17

Организм –5 часов
Формы размножения
организмов.

1

18

Способы размножения у
растений и животных.
Партеногенез. Онтогенез.

1

19

Формирование половых клеток у
позвоночных животных

1

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/863e6ff0
https://m.edsoo.ru/863e716c

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/863e766c

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/863e7c98

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/863e7aae

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/863e7dc4

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/863e796e

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/863e796e

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/863e7540

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/863e81b6
https://m.edsoo.ru/863e831e

20

Оплодотворение . Двойное
оплодотворение.Формирование
половых клеток у
цветковыхрастений .

1

21

Прямое и непрямое развитие.
Жизненные циклы разных групп
организмов. Регуляция
индивидуального развития.
Причины нарушений развития
организмов.

1

22

Основы генетики – 8 часов
История
возникновения
и
развития
генетики,
методы
генетики.
Генетические
терминология
и
символика.
Генотип и фенотип. История
развития
генетики.
Гибридологический метод.
Л.Р. Описание фенотипа.

1

23

Решение задач на законы
Менделя.

1

1

1

1

24
25

Решение задач на законы
Менделя.
Хромосомная теория
наследственности.

1

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/863e7f4a

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/863e81b6

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/863e8436

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/863e86f2

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/863e8878

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/863e89a4

26

Взаимодействие аллельных и
неаллельных генов

1

27

Взаимодействие аллельных и
неаллельных генов

1

28

Цитоплазматическая
наследственность.

1

29

Отработка заданий ЕГЭ по теме
«Основы генетики».

1

30

Генетика человека – 5 часов
Методы исследования генетики
человека.

1

31

32

Генетика и здоровье.
Репродуктивное здоровье
человека. Наследственные
заболевания человека, их
предупреждение. Значение
генетики для медицины,
этические аспекты в области
медицинской генетики.
Проблемы генетической
безопасности Значение генетики
для медицины, этические
аспекты в области медицинской
генетики.

1

1

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/863e8c60

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/863e8c60

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/863e8efe

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/863e8efe

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/863e8d78

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/863e8d78

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/863e9214

33

Составление родословной.
Составление и анализ
родословных человека

1

34

Обобщающее повторение.

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

34

Библиотека ЦОК

1

https://m.edsoo.ru/863e9214

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/863e9336

0

7

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. Биология. Факультатив «За страницами учебника биологии» 11 кл
Количество часов
№ п/п

1

Тема урока

Популяционновидовой уровень – 15
часов
Популяционновидовой уровень:

Всего

1

Контрольные
работы

Практические
работы

Дата
изучения

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/863ea20e

общая
характеристика
2

Виды и популяции

1

3

Изменчивость
природных популяций

1

4

Генетическая
структура популяций

1

5

Мутации – источник
генетической
изменчивости
популяции

1

6

Развитие
эволюционных идей

1

7

Синтетическая теория
эволюции

1

8

9

Движущие силы
эволюции, их влияние
на генофонд
популяции

1

1

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/863e9570

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/863e9c1e

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/863e99c6

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/863e9da4

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/863e9ed0

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/863e9fde

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/863e9c1e

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/863e9c1e

Изоляция. Закон
Харди-Вайнберга
10

11

12
13

14

15

16

Естественный отбор
как фактор эволюции
Половой отбор.
Стратегии
размножения
Микроэволюция
Макроэволюция
Направления
эволюции
Принципы
классификации.
Систематика
Экосистемный
уровень – 30 часов

Библиотека ЦОК

1

https://m.edsoo.ru/863e9c1e

Библиотека ЦОК

1

https://m.edsoo.ru/863ea5a6

Библиотека ЦОК

1
1

1

1

1

https://m.edsoo.ru/863ea6be

1

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/863ea8bc

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/863ea48e

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/863eac2c

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/863ead44

Экосистемный
уровень: общая
характеристика
17

Среда обитания
организмов

1

18

Экологические
факторы

1

19

Экологические
ресурсы

1

20

21

Влияние экологических
факторов среды на
организмы
Биологический
оптимум

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/863ead44

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/863eaea2

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/863eafec

Библиотека ЦОК

1

https://m.edsoo.ru/863eafec

Библиотека ЦОК

1

22

Экологические
сообщества

1

23

Естественные
экосистемы

1

24

Искусственные
экосистемы

1

https://m.edsoo.ru/863eafec

1

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/863eb10e

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/863eb348

1

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/863eb46a

25

Взаимоотношения
организмов в
экосистеме. Симбиоз

1

26

Взаимоотношения
организмов в
экосистеме.
Паразитизм

1

27

28

29
30
31

Взаимоотношения
организмов в
экосистеме.
Хищничество
Взаимоотношения
организмов в
экосистеме.
Хищничество
Конкуренция
Экологическая ниша

1

1

1
1
1

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/863eb46a

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/863eb46a

1

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/863eb5fa

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/863eb5fa

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/863eb5fa

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/863ebb5e

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/863ebd16

Правило
оптимального
фуражирования
32

Видовая структура
экосистемы

1

33

Пространственная
структура экосистемы

1

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/863ebd16

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/863eba1e

34

Трофическая
структура
экосистемы.

35

Пищевые связи в
экосистеме

36

Функциональные
группы организмов

Библиотека ЦОК

37

Поток энергии и цепи
питания

Библиотека ЦОК

38

Экологические
пирамиды

Библиотека ЦОК

39

Круговорот веществ и
превращение энергии
в экосистеме

Библиотека ЦОК

1

https://m.edsoo.ru/863eba1e

1

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/863eba1e
https://m.edsoo.ru/863eba1e
https://m.edsoo.ru/863eba1e
https://m.edsoo.ru/863eba1e

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/863eba1e

40

Продуктивность
сообщества

Библиотека ЦОК

41

Экологическая
сукцессия

Библиотека ЦОК

42

Сукцессионные
изменения

Библиотека ЦОК

43

Значение сукцессии

Библиотека ЦОК

44

Последствия влияния
деятельности
человека на
экосистемы

45

Обобщающее
повторение

46

Биосферный уровень
– 21 час
Биосферный уровень:
общая характеристика

47

Учение В.И.
Вернадского о
биосфере

48

Круговорот веществ в
биосфере

https://m.edsoo.ru/863eba1e
https://m.edsoo.ru/863eba1e
https://m.edsoo.ru/863eba1e
https://m.edsoo.ru/863eba1e

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/863eba1e

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/863eba1e

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/863eba1e

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/863eba1e

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/863eba1e

49

Эволюция биосферы

Библиотека ЦОК

50

Зарождение жизни

Библиотека ЦОК

51

Кислородная
революция

Библиотека ЦОК

52

Происхождение
жизни на земле

Библиотека ЦОК

53

Современные
представления о
возникновении
жизни

54

Развитие жизни на
Земле. Катархей,
Архей

55

Развитие жизни на
Земле. Протерозой

Библиотека ЦОК

56

Развитие жизни на
Земле. Палеозой

Библиотека ЦОК

57

Развитие жизни на
Земле. Мезозой

Библиотека ЦОК

58

Развитие жизни на
Земле. Кайнозой

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/863eba1e
https://m.edsoo.ru/863eba1e
https://m.edsoo.ru/863eba1e
https://m.edsoo.ru/863eba1e

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/863eba1e

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/863eba1e

https://m.edsoo.ru/863eba1e
https://m.edsoo.ru/863eba1e
https://m.edsoo.ru/863eba1e
https://m.edsoo.ru/863eba1e

Библиотека ЦОК

59

Эволюция человека

60

Основные этапа
антропогенеза.
Эволюция приматов

61

Основные этапа
антропогенеза.
Первые
представители рода
Homo

62

Основные этапа
антропогенеза.
Человек разумный

63

Основные этапа
антропогенеза.
Современный
человек

64

Движущие силы
антропогенеза

Библиотека ЦОК

65

Формирование
человеческих рас

Библиотека ЦОК

66

Роль человека в
биосфере

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/863eba1e

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/863eba1e

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/863eba1e

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/863eba1e

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/863eba1e

https://m.edsoo.ru/863eba1e
https://m.edsoo.ru/863eba1e
https://m.edsoo.ru/863eba1e

ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

66

0

5

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
ЛИТЕРАТУРА И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ.
Методические пособия и дополнительная литература для учителя:
• Козлова Т.А. Общая биология. Базовый уровень. 10-11 классы: метод.
пособие к учебнику В.И.Сивоглазова, И.Б.Агафоновой, Е.Т.Захаровой.
«Общая биология. Базовый уровень». – М.: Дрофа, 2006. – 140с.
• Биология: Справочник школьника и студента/Под ред.
З.БремаиИ.Мейнке; Пер. с нем. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа,
2003, с.243-244.
• ЛернерГ.И.Общая биология. (10-11 классы): Подготовка к ЕГЭ.
Контрольные и самостоятельные работы/Г.И.Лернер. – М.: Эксмо,
2007. – 288с.
• Кемп П., Армс К. Введение в биологию. – М.: Мир, 1988. – 671 с.
• Билич Г.Л., Крыжановский В.А. Биология для поступающих в вузы. –
М.: Ониск, 2007. – 1088 с
MULTIMEDIA – поддержка курса «Общая биология»
• Электронные уроки и тесты. Биология в школе. – «Просвещениемедиа», 2007-2008
• Репетитор по биологии Кирилла и Мефодия 2008. – «Нью Медиа
Дженерейшн», 2008
Дополнительная литература для учеников:
• Вахненко Д.В. Сборник задач по биологии для абитуриентов,
участников олимпиад и школьников. – Ростов н/Д: Феникс, 2005.- 128
с.
• Шишкинская Н.А. генетика и селекция. Теория. Задания. Ответы. –
Саратов: Лицей, 2005. – 240 с.
• Биология в таблицах и схемах. Сост. Онищенко А.В. – СанктПетербург, ООО «Виктория-плюс», 2004
• Иванова Т.В. Сборник заданий по общей биологии: Пособие для
учащихся общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2002
Интернет-ресурсы:
• http://www.gnpbu.ru/web_resurs/Estestv_nauki_2.htm. Подборка
интернет-материалов для учителей биологии по разным биологическим
дисциплинам.
• http://school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых
образовательных ресурсов.

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
Ресурс college.ru
Проект «Вся биология» https://www.sbio.info
Атлас анатомии человека https://anatomcom.ru
Раздел «Методическая помощь» на сайте корпорации «Российский учебник»
https://rosuchebnik.ru/metodicheskaja-pomosch/predmet-biologiya
Сервис «Классная работа» https://lecta.rosuchebnik.ru/teacher#class-work


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
Положение о внутренней системе оценки качества образования.pdf (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».